authors

1574
 

events

220852
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Anna_Ostroumova » 1901–1903 годы - 18

1901–1903 годы - 18

15.02.1903
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

В одном из предыдущих писем к моему другу Аде я упоминаю про «Грабариану» (как мы за глаза между собой называли «Современное искусство»). Под влиянием членов «Мира искусства», которые много раз говорили о том, что настоящее искусство должно проникать в разные области жизни, два москвича — Щербатов и фон Мекк — основали частное предприятие — «Современное искусство». Они решили выставлять образцы прикладного искусства, предметы обстановки, фарфор, вышивки, ювелирные вещи, вплоть до дамских платьев и художественно обставленных комнат. Цель их была — распространять подлинное искусство в обиходе человека. Кроме того, организаторы этого предприятия решили устраивать там персональные выставки. Первой была намечена выставка К.А. Сомова. Выставка Сомова была невелика (номеров 140), но среди вещей были необыкновенно талантливые картины. Я очень волновалась за моего друга — какое впечатление он произведет на публику своим большим выступлением. Но с первых же дней успех, и большой успех, был ему обеспечен.

Художественная обстановка комнат до самых последних мелочей исполнялась мастерами по эскизам Бакста, Бенуа, Лансере и Головина. Скульпторы Обер и Матвеев лепили украшения, а непосредственным руководителем всего был Грабарь. Познакомилась я со знаменитым французским ювелиром Лаликом, который устроил в помещении «Современного искусства» выставку своих произведений[1]. Они были исполнены с большим совершенством, но стиль их мне не нравился — слишком модерн, что придавало им оттенок банальности.

13 февраля 1903 года открылась очередная выставка «Мира искусства». Она была пятая, и последняя и устроена в залах Общества поощрения художеств и, как всегда, была очень бодрая, свежая и задорная.

Как сейчас помню вещи Врубеля: «Сирень», «Демон», «Тридцать три богатыря». Он так же превосходно владел акварельной живописью, как и масляной. Отличный был Грабарь. Бенуа дал целую серию акварелей Павловска. Были, как всегда, Билибин, Головин, Коровин, Ционглинский. Малявин выставил холст «Три бабы». Очень была хорошая вещь.

Серов дал несколько превосходных портретов: Зилоти, Остроухова, Морозова и прелестную вещь — «Петр I на охоте». У Яремича были очень приятные вещи. Впервые появился Добужинский. Он выступил со скромными вещами, но сделанными с большим чувством и вкусом. Нельзя было угадать по ним, что он развернется в такого большого художника.

Еще выставил Щербов («Old Judge»). Он уже тогда славился своими блестящими карикатурами. Они отличались остроумием, огромной наблюдательностью. Были очень злы и едки, а иногда и оскорбительны. Я выставила десять гравюр, как цветных, так и черных, сделанных мною за 1902 год, о которых я уже упоминала[2].

Много было картин москвичей[3], которые организовали в 1901 году общество «36 художников», на выставках которого мы также участвовали как экспоненты. Естественно было нам соединиться вместе. Между нами, близкими товарищами, уже и до открытия последней нашей выставки шел об этом разговор, так как мы знали, что Дягилеву эта работа уже прискучила, да и москвичам хотелось большей самостоятельности. Им надоело диктаторство Дягилева.

15 февраля мы все собрались в редакции журнала и там решили соединиться с обществом «36 художников»[4].

Дягилев нас покидал. У него в голове рождались новые смелые планы, задачи более сложные и трудные. Итак, наши яркие, бодрые выставки журнала «Мир искусства», устраиваемые Дягилевым с таким вкусом и изяществом, прекращались. Жаль было кончать наши выставки, но обстоятельства так складывались, что выхода другого не было. Мы сливались с группой очень хороших, энергичных и талантливых товарищей — московских художников.

                         Сентябрь 1938 г.



[1] «Современное искусство» — художественное предприятие. учредителями которого были художник и коллекционер произведений искусства князь Сергей Александрович Щербатов и крупный промышленник, коллекционер и художник по костюмам Владимир Владимирович фон Мекк. Оно открылось в январе 1903-го и просуществовало до конца 1903 года. Помещение «Современного искусства» (Петербург, Б. Морская, д. 33) было оформлено как интерьер современной квартиры. Художниками, авторами этих интерьеров, были продуманы все детали убранства, вплоть до оттенков живых цветов, украшавших комнаты. По эскизам Л.С. Бакста был выполнен «будуар». А.Н. Бенуа оформил столовую. Камин в ней сделал скульптор А.Л. Обер. Чайная комната была осуществлена по эскизам К.А. Коровина. Одна из комнат — по эскизам кн. С.А. Щербатова. А.Я. Головиным был создан «Теремок». Майолика, украшавшая интерьеры, была выполнена по эскизам скульптора А.Т. Матвеева. Вход на выставку и одна из печей — по эскизам И.Э. Грабаря. Эскиз комнаты и марку «Современного искусства» исполнил Е.Е. Лансере; участвовал в работе над интерьерами и И.А. Фомин. Выставка картин, эскизов и рисунков К.А. Сомова состоялась в «Современном искусстве» в начале 1903 года. На ней экспонировались 162 работы художника. Среди них были «Радуга», «Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой». «После мигрени». «На даче», «Портрет А.П. Остроумовой» и др. Выставка драгоценностей работы французского ювелира Рене Лалика (1860—1945) была открыта 26 января 1903 года. Кроме того, в «Современном искусстве» были организованы выставки Н.К. Рериха, японских художников, выставка, посвященная юбилею Петербурга. Основатели «Современного искусства» издавали монографии о художниках. Матвеев Александр Терентьевич (1878—1960) — скульптор и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

[2] На этой выставке, кроме упомянутых автором работ М.А. Врубеля, были показаны «Микула Селянинович», «Портрет жены художника», «Богоматерь у гроба Христа», эскизы декоративных панно, майолики, камина и др. Творчество И.Э. Грабаря было представлено картинами «Белая ночь», «Уголок усадьбы», «Городок на Северной Двине». А.Н. Бенуа, кроме шести пейзажей Павловска, выставил «Летний сад при Петре I», декорации и костюмы к опере Р. Вагнера «Гибель богов», «Выезд имп. Екатерины на охоту», «Приезд в Монбеж», эскиз панно для «Современного искусства», заставки и концовки к периодическим изданиям. И.Я. Билибин экспонировал «Древнюю Русь», «Вечер», «Артель художников» и четыре рисунка; А.Я. Головин — эскизы декорации для балета «Волшебное зеркальце», акварели, исполненные для русского «Теремка» в «Современном искусстве», «Испанку»; К.А. Коровин — эскизы декорации к балетам «Конек-горбунок» и «Дои Кихот», к операм «Руслан и Людмила», «Фауст», пейзажи и портреты. Ян Францевич Ционглинский (1858—1912) — живописец, работавший преимущественно как портретист и пейзажист, показал на выставке работы «Ученый», «Лужок» и четыре этюда из путешествия по Италии и Испании. Упомянутая А.П. Остроумовой работа Ф.А. Малявина в каталоге выставки называлась «Этюд» (ныне она находится в собрании Национального музея современного искусства в Париже). Кроме перечисленных в тексте «Записок» работ, В.А. Серовым были показаны портреты Николая II, А.И. Лосевой, пейзажи — «Финская мельница», «Коровы», рисунки и иллюстрации; С.П. Яремичем — пейзажи «Днепр», «Рожь» и концовка, исполненная по заказу Н.И. Кутепова. Мстислав Валерианович Добружинский (1875—1957) живописец, график, литограф, гравер, театральный декоратор и педагог, активный участник выставок журнала «Мир искусства» — показал на этой выставке пастель, рисунки, офорты. Щербов Павел Егорович (псевдоним — Old Judge, 1865—1938) — художник-карикатурист, сотрудник журнала «Шут». На выставке были его работы: «В мастерской художника», «Курсовые». «Школа художественных критиков», «Беллетрист». А.П. Остроумовой были показаны гравюры «Ветка», «Летний сад», «Ворота в Павловском парке», «Памятник Павлу I», «Мыс Фиолент», «Турецкая беседка», «Кипарисы», «Сломанная ель», экслибрис, концовка.

[3] На выставке участвовали московские художники Н.В. Досекин, С.Ю. Жуковский, С.В. Иванов, С.А. Коровин, С.А. Виноградов, Н.В. Мещерин, В.В. Переплетчиков, П.И. Петровичев. К.Ф. Юон и др.

[4] Сохранилось письмо Л.С. Бакста к его будущей жене, Л.П. Гриценко, написанное после упомянутого А.П. Остроумовой собрания и характеризующее настроения членов «Мира искусства» в эти дни. Бакст рассматривал закрытие выставок «Мира искусства» как формальный шаг, позволяющий художникам-петербуржцам объединиться с обществом «36 художников» в Москве: «…общее собрание закрыло все, и теперь нужно сызнова составлять из тех же членов новое общество и как-нибудь столковаться с „36“ — обществом, выставляющимся в Москве… Это давно уже назрело…» Бакст отмечал далее, что в стремлении уничтожить «Мир искусства» у членов общества не было единства. Против закрытия выставок выступали В.А. Серов и Ф.А. Малявин, сам Бакст также неохотно шел на сближение с москвичами. У художников-мирискусников образовалось две группы; в одну входили А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.П. Остроумова и Л.С. Бакст, в другую, тяготеющую к Москве, — О.Э. Браз, Н.К. Рерих, В.Е. Пурвит, Я.Ф. Ционглинский, С.В. Малютин, И.Э. Грабарь и К.А. Коровин. (См. Отдел рукописей ГТГ, ф. 111, ед. хр. 37, л. 1.) На следующий день Л.С. Бакст сообщал А.П. Гриценко: «Свершилось. Новое общество составилось из „36“ и всего „Мира искусства“, имя ему „Союз русских художников“. Полная свобода, выставка без жюри в Петербурге и Москве. Сережа (Дягилев. — Н. П.) избран почетным членом…» (См. то же, ф. 111, ед. хр. 38, л. 1.) Правом выставляться «без жюри» члены общества могли пользоваться в течение десяти лет, по истечении которых все участники должны были подвергнуться перебаллотировке.

25.05.2024 в 21:50

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: