А 17 июня, вечером с 20 до 21 часа послать соответствующие телефонограммы в адрес дежурных по соединению, указав время прибытия на практику курсантов.
Только Астапович закончил объяснения, как в дверь постучали. Прибыл старший группы от училища им Фрунзе. Представился. Мы назвали себя. Астапович начал его инструктировать, а я пошел в свой номер составлять списки и сочинять текст телефонограммы, стараясь сделать её максимально короткой.
На следующий день, в назначенное время, от дежурного по штабу КСФ продиктовал дежурному по училищу следующую телефонограмму:
«План прохождения курсантами практики на кораблях Северного флота согласован без изменений. Время прибытия в Мурманск и Архангельск по расписанию 18 июня 1990г».
Посчитав свои функции руководителя практики на этот день выполненными, пошел гулять по Североморску, благо солнечный, хотя и не жаркий июньский день способствовал прогулке. До сих пор я был в Североморске всего два раза.
Первый раз, в сентябре 1966 года, получая назначение на первую офицерскую должность в 46 экипаж. Второй раз, в июле 1973 года, когда, увидев в «Красной звезде» объявление о наборе в адъюнктуру, ездил в отдел кадров флота подписывать бумаги с направлением на сдачу экзаменов. По-существу, Североморска не видел, так как был в городе, в общей сложности, менее трёх часов.
На этот раз от комплекса зданий штаба флота спустился на площадь Мужества к Мемориалу морякам торпедных катеров, главной частью которого является, стоящий на постаменте торпедный катер ТКА-12.
Это настоящий катер времен Великой Отечественной войны.
Корпус катера выполнен из лиственницы, водоизмещение полное 36 т; длина 22 м, ширина 4 м, осадка 1,7 м; скорость хода максимальная 32 уз; дальность плавания 355 миль. На вооружении два 533-мм торпедных аппарата и два пулемета. Экипаж 9 человек. Катер имеет славную историю.
На первое боевое дежурство катер вышел 11 сентября 1941 года и в тот же день при атаке на конвой торпедами потопил переоборудованный из траулера конвойный корабль.
Командовал тогда катером младший лейтенант А. О. Шабалин.
Еще большего успеха "ТКА-12" добился три недели спустя, потопив в Варангер-фьорде крупнотоннажный неприятельский транспорт, на борту которого следовало к линии фронта более двух тысяч гитлеровских солдат и офицеров.
К началу 1944 года, Герой советского Союза, капитан-лейтенант Шабалин выполнил 82 похода, потопил 4 транспорта, 2 сторожевых корабля, подводную лодку, и сбил самолёт противника.
С мая 1944 года он командир отряда торпедных катеров. Свою вторую Звезду Героя Советского союза самый знаменитый катерник СССР получил за успешную высадку десанта в порт Лиинахамари в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции.
За годы Великой Отечественной войны Шабалин потопил 32 корабля и транспорта противника с военными грузами и войсками.
Я помню, что когда я учился в училище, Александр Осипович был начальником кафедры морской практики училища имени М.В.Фрунзе.
На мраморной доске, установлённой на мемориале, значится, что катером ТКА-12 командовал и Герой Советского Союза лейтенант Паларамчук Г.М., принявший катер от Шабалина.
22 декабря 1943 года ТКА-12 под его командованием вышел в Варангер-фьорд для атаки неприятельского конвоя.
Сблизившись с противником, катер потопил эсминец охранения, но и сам получил повреждения. Был серьезно ранен командир корабля, но продолжал управлять катером до тех пор, пока не вывел его в безопасный район.
Когда ТКА-12 вернулся в базу, Паламарчук, собравшись с силами, вышел на причал, начал докладывать командующему флотом о потоплении фашистского эсминца. Но вскоре покачнулся и упал без сознания.
В госпитале хирурги извлекли из его ног более двадцати осколков. За этот поход старший лейтенант Г. М. Паламарчук был награжден орденом Красного Знамени. После выздоровления Паламарчук снова вышел в море.
Он совершил более 80 боевых походов. ТКА-12 высаживал разведчиков в тыл врага, ставил мины на вражеских коммуникациях, спасал летчиков, успешно выполнял другие боевые задания.
22 февраля 1944 года за отвагу, мужество и боевое мастерство ему Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Георгий Паламарчук продолжал службу на катерах, а потом разрабатывая и испытывая оружие для борьбы с подводными лодками. В 1975 году в звании капитана 1 ранга вышел в отставку, и работает старшим экспертом по вопросам кораблестроения и морских технологий Государственного комитета по науке и технике
Учитывая большие боевые заслуги легендарного катера, решением начальника Главного морского штаба от 14 июня 1945 года ТКА-12 был передан музею Северного флота, а в июле 1983 года ТКА-12 установлен на площади Мужества в Североморске в составе Мемориала морякам торпедных катеров.
В двухстах метрах от Мемориала, у специального пирса-постамента в губы Ваенга стоит на вечной стоянке подводная лодка времен Второй мировой войны К-21, установленная в качестве мемориального корабля-музея.
Экспозиция музея «Подводная лодка К-21» посвящена, как её славной истории, так и боевым действиям подводных лодок Северного флота в годы Великой отечественной войны.
К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён 1941 года постройки, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская». Участвовала в войне в составе Северного флота. Совершила 12 боевых походов и 6 минных постановок.
В первом боевом походе «К-21» ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, утром 27 ноября 1941 года на заграждении подорвался и затонул вражеский транспорт «Bessheim»
Ярким эпизодом службы ПЛ «К-21» стала атака на немецкий линкор «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, «Тирпиц» шёл с охраной на перехват конвоя «PQ-17» следовавшего из Исландии в Мурманск.
27 июня 1942 года подводная лодка «К-21» получила приказ выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17», позже подводная лодка получила радиограмму, где сообщалось, что на перехват конвоя «PQ-17» движется немецкая эскадра во главе с кораблями «Тирпиц».
Эскадра была обнаружена, она состояла из линкора «Тирпиц», трёх тяжёлых крейсеров, одним из них был «Адмирал Шеер», и 12 эсминцев. Эскадра шла противолодочным зигзагом. Первыми шли эсминцы типа 1936, они прикрывали собой линкор и крейсера от возможных атак из-под воды. Над эскадрой кружили немецкие гидросамолёты.
Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать. «К-21» проскочила барьер эсминцев и прошла внутрь ордера. Сблизившись на дистанцию 18 кабельтовых, подводники произвели четырёх торпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по флагманскому кораблю — линкору «Тирпиц».
Акустик и члены экипажа в отсеках подводной лодки слышали два взрыва. Однако после войны в немецких документах историками не было найдено подтверждений попаданиям торпед в линкор,
После, как оказалось, безуспешной торпедной атаки К-21 всплыла и сообщила координаты линкора. Перехватив радиограмму, немецкое командование приняло решение о возвращении линкора на базу.
Командиром БЧ-5 в этом походе был капитан-лейтенант Браман. Когда я учился в училище, он командовал у нас Первым факультетом. 23 октября 1942 года лодка была награждена орденом Красного Знамени. Боевой путь лодка закончила под командованием З. М. Арванова, который в 1961 году был у нас первым заместителем начальника училища.
После вывода из боевого состава флота, ПЛ К-21 в Западной Лице служила тренировочной базой по борьбе за живучесть. В 1972 году наш экипаж проходил на ней подготовку по пожарной безопасности. Отрабатывали тушение пластин регенерации при попадании на них органики.
Весной 1981 года, подводная лодка была преобразована в музей боевой славы. После переделки трёх кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) подводная лодка К-21 поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске.