На фоне пустых прилавков и подобных «разоблачений» перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими и антисоветскими настроениями, что облегчает межрегиональной депутатской группе трактовать перестройку, как построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа.
Тем более что страну продолжают сотрясать катастрофы и бунты. В ночь на 4 июня около Уфы в результате взрыва газопровода сгорели два пассажирских поезда. Погибло 575 человек, более 670 были ранены. Это была самая страшная катастрофа в истории советских железных дорог.
В начале июня 1989 года начались погромы турок-месхетинцев в Ферганской долине. По официальным данным погибли 103 человека.
10 июля 1989 года около 300 горняков Междуреченска, Кемеровской области отказались спускаться в шахту. Решение прекратить работу поддержала вся шахта, а к вечеру — и другие угольные предприятия города.
М.С. Горбачёв назвал требования шахтеров Кузбасса справедливыми и заявил, что ЦК КПСС и правительство страны могут дать твердые гарантии удовлетворения требований шахтеров Кузбасса. Это выступление Горбачева вызвало в волну новых шахтерских забастовок, но уже по всей стране.
В июле 1989 года, устав от «чернухи», и так и не сумев оформить разрешение на заграничный паспорт, я ушел в отпуск и занялся монтажом системы отопления в рубленой части дома. С помощью двоюродного брата Лиды приобрел три чугунных радиатора по 10 секций и 6 «регистров» - трубчатых двухметровых радиаторов, которые мне достались практически бесплатно, так как подобрал он их, отвозя на свалку после демонтажа недостроенного корпуса, строительные остатки.
В конце 80-х годов такие недостроенные здания, финансирование строительства которых по причине кризиса прекратилось, бросались в глаза по всему Ленинграду. Их потихоньку стали продавать, но не для того, что бы достроить, а чтобы снести, а на их месте, особенно если оно было бойкое построить, поставить рынок или торговую базу
Трубы у меня были еще с прошлого лета, когда нанятый мной сантехник, постоянно работающий в Военно-медицинской академии, взялся смонтировать мне систему для кирпичной части дома.
Закончив в прошлом году работу, он оставил у меня на хранение ацетиленовый генератор и баллон с кислородом и обещал по первому моему зову прийти смонтировать остальную часть системы.
В это раз он пришел работать с сыном, мальчиком лет пятнадцати и за неделю мой заказ завершили.
Я же в это время был занят усовершенствованием системы автономной канализации. С целью недопущения быстрого переполнения септика решил проложить от него к дополнительному септику трубу. Слава Гредюшко, одновременно с «регистрами», привез мне две шестиметровые чугунные трубы в 200 мм диаметром. Трубы тяжеленные, мы их, боясь сбрасывать, еле сгрузили. А потом тащили на катках к месту установки.
Для дополнительного септика купил на соседней строительной базе два железобетонных кольца, которые сам и прикатил на участок. Благо строительная база эта в 300 метрах от моего дома, на Выборгском шассе. Траншею между септиками копал сам.
Самой большой проблемой было то, что она проходила в двух метрах от ряда из пяти огромных берез, растущих перед домом на моём участке, и корни, толщиной в руку, сильно затрудняли работу.
Яму под дополнительный септик, за относительно небольшую сумму, копанул мне, проезжающий мимо дома экскаватор. Экскаваторщик оказался умелый. Он зубом ковша, филигранно, с нескольких ударов пробил в одном кольце аккуратное отверстие под трубу. С его помощью, подвесив кольца на ковше, опустили их на место.
Для дополнительного септика купил вибрационный насос и с помощью 40 метров стальных труб и переходных резиновых шлангов собрал трубопровод сброса ливневой воды на поле фильтрации в заросшей малиной части сада.
Теперь можно было не бояться, что во время сильных дождей зальет мой септик. Излишек всегда можно будет перекачать в малиновые заросли. А земля в огороде настолько легкая, что даже после часа работы насоса лужи не образуется. Вода уходит в покрытую старой листвой и зеленым мхом землю.