Этой же несчастной осенью 1988 года, начало выполняться, продавленное Горбачёвым, решение Совета министров СССР «подготовить Литовскую, Латвийскую и Эстонскую ССР к переводу на хозрасчёт».
Во исполнение этого решения в Риге состоялось совещание представителей Госпланов балтийских республик. На совещании был принят документ под названием «Согласованные основные принципы республиканского хозрасчёта». В этом документе говорилось:
«Государственной собственностью союзной республики, являются земля, недра, внутренние и территориальные воды, шельф моря, леса и атмосфера, всё имущество, приобретённое и созданное за счёт государственных средств и находящееся на территории республики.
К государственной собственности союзной республики относятся предприятия, организации и хозяйства, банки, системы транспорта и энергетики, государственные учреждения и объекты инфраструктуры, финансовые ресурсы».
Следующая фраза не оставляла иллюзий относительно роли Советского Союза в жизни республики: «...союзное подчинение предприятий, организаций и хозяйств, банков, транспортных и энергетических систем, средств и систем сетей связи, находящихся на территории союзной республик, отменятся.
В компетенцию хозрасчётной республики входит организация банковского дела и денежного обращения, включая введение собственной валюты. Порядок налогообложения, размеры налогов и платежей определяется государственной властью республики самостоятельно»
Так что же остается в ведении Союза? Документ не скрывает:
«Союзная республика делегирует органам государственной власти СССР функции управления общесоюзного масштаба: обеспечение обороноспособности СССР и проведение внешней политики СССР».
Однако, при этом «Объекты Министерства обороны СССР могут находиться на территории республики только на основе долгосрочного договора между Союзом и республикой»
Несмотря на то, что в ЦК КПСС поступала информация о сепаратистских настроениях в Прибалтике, высшей партийной элитой, Горбачевым, Яковлевым, Медведевым происходившие в республиках процессы выдавались за пример перестройки социальной жизни.
Получалось, что уже при передаче функций управления от единой КПСС разрушается единая централизованная власть в стране!
Орудием разрушения выступили создаваемые в республиках Народные фронты
1 октября 1988 г. открылся учредительный конгресс Народного фронта Эстонии. Неделей позже, в Литве прошел учредительный съезд «Саюдиса». В тех же числах состоялся учредительный съезд Народного фронта Латвии.
На заседании Политбюро, посвященного положению в Прибалтике, куда Яковлев ездил с инспекционной поездкой, он сказал: « Ничего опасного в республике не происходит. В жизни и деятельности Компартии Литвы тоже. Все прибалты за перестройку, за Союз. Нам не следует выступать с позиции осуждения народных фронтов, нужно сотрудничать с ними».
По существу, ту же позицию занял Горбачев, который в своих мемуарах сожалеет, что не достаточно активно взаимодействовал с активистами народных фронтов, объявивших себя сторонниками перестройки.
Для иллюстрации настроений этих сторонников можно привести воспоминания делегата съезда Латышского народного фронта, проходящего в Доме политического просвещения и транслировавшегося по телевидению и радио:
«Открытие его было торжественным, зал был украшен прежде запретным красно - бело - красным национальным латвийским флагом. Делегаты пели государственный гимн времён независимости «Боже, благослови Латвию», многие плакали.
Неоднократно с трибуны звучало утверждение о том, что Латвия в 1940 году была оккупирована советскими войсками и незаконно включена в состав СССР».
Как пишет и активная деятельница Народного фронта Латвии. Марьяш P.M: «Идея создания легального массового движения в поддержку перестройки исходила из Москвы».
Известный депутат Алкснис заявил, что «ячейки» Народного фронта Латвии создавались по прямым указаниям из Москвы, которые исходили от ЦК КПСС.
В июне 1988 года на теоретическом семинаре в ленинградском Институте социальных экономических проблем, Г.В. Старовойтова изложила позицию по национальным отношениям, как она выразилась, «радикального крыла перестройки, которое в Политбюро ЦК КПСС представляет А. Яковлев».
Эта позиция предусматривал сознательную установку на ослабление межнациональных связей, а Эстония должна послужить полигоном для испытания идеи Яковлева по децентрализации. На упомянутом семинаре Старовойтова обозначила ещё один полигон борьбы по децентрализации межнациональных отношений - это Армения - через осложнение обстановки в Нагорном Карабахе.
Но если в Прибалтике Народные фронты, объявившие себя фронтами поддержки перестройки, ограничивались сто тысячными митингами, то в Армении и Азербайджане полилась кровь и появились сотни тысяч беженцев, изгнанных из своих домов националистической вакханалией.
Этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами начался в Нагорно-Карабахской автономной области, территории входящей в состав Азербайджана, но заселенной, в основном, армянами.
До середины 1980-х годов любые требования изменения статуса НКАО немедленно подавлялись. Совсем другие возможности предоставила начатая Политика М. Горбачёва по демократизации и ослаблению политических ограничений выплеснула недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением
После взаимных претензий, кому должна принадлежать НКАО, начались вооруженные столкновения и погромы. После армянского погрома в Сумгаите, ставшего поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта, началось выдавливание азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана
Осенью 1988 года национально-политический кризис, основанный на взаимоисключающих представлениях о национальной территории обоих народов и республиканской принадлежности Нагорного Карабаха, окончательно перерос в неконтролируемые властью проявления гражданского неповиновения и этнического насилия.
18 сентября с нападения азербайджанцев на армян, а потом армян на азербайджанцев села Ходжалы фиксируется первое массовое применение огнестрельного оружия в армяно-азербайджанском конфликте.
21 сентября — в Нагорном Карабахе, ввели чрезвычайное положение
В ноябре начались армянские погромы в Баку, Кировабаде, Нахичевани, и других городах Азербайджана, спровоцировавший исход сотен тысяч беженцев из Азербайджана и Армении
Огонь межнациональной войны, зажженный в годы перестройки из-за недооценки опасности национализма и более чем либерального отношения к его проявлениям, горит до сих пор. Так, летом 2014 года, ситуация в Нагорном Карабахе опять стала стремительно ухудшаться. Пошли сообщения об обстрелах, в результате которых погибло по разным данным, от 8 до 14 человек.
Более чем либеральное отношение высшего руководства страны в лице Горбачёва, Яковлева, Медведева, Шеварднадзе к антисоветским и националистическим проявлениям, было следствием сознательного выбора курса на эволюцию перестройки, в сторону, всё более последовательной, буржуазной демократии.
Были в Политбюро, и '' изначально непосвященные'', такие как Лигачёв и Рыжков, которые сначала ничего не заметили, но к середине 1988 года и у них стала спадать пелена.
Основанием для прозрения вполне уже мог быть принятый Верховным Советом Эстонской ССР 16 ноября 1988 года «Закон об изменениях в Конституции республики» и «Декларация о суверенитете», вступавшие в противоречие с союзной Конституцией. Или Закон о кооперации, последовательное применение которого уже вполне явственно показало, куда гнут капитаны ''перестройки''.
Осенью 1988 года принятые законы, призванные осваивать ценности рыночной экономики, стали давать плоды:
Начат выпуск акций предприятиями и организациями;
Зарегистрирован первый в СССР кооперативный банк.
Основан коммерческий банк «Автобанк», предшественник нынешней финансовой корпорации «Уралсиб».
Основан коммерческий банк «Инкомбанк», впоследствии один из крупнейших банков России. Его основными акционерами были крупные производства, внешнеторговые объединения и предприятия, ориентированные на экспорт.
Его основал бывший экономист Промстройбанка СССР Владимир Виноградов, ставший впоследствии «олигархом».
Первым вице-президентом банка был скандально известный в 2002 - 2008 годах Кузнецов,как министро финансов Московской области и первый вице-премьер Подмосковья.
В 2008 году, опасаясь уголовного преследования, Кузнецов сбежал в США, после чего против него было возбуждено несколько уголовных дел по обвинению в мошенничестве. Заочно арестован в 2011году.
Возможность подобного развития событий должны были предвидеть «капитаны перестройки». А к 1988 году смогли понять и те их коллеги, которых «капитаны» использовали в «тёмную». «Прорабы же перестройки»,ставшие бизнесменами, умело воспользовались её возможностями, лучше «капитанов» понимая, что и как надо «перестраивать».
Что же касается «ведомых перестройки», составляющих основную часть политизированного населения Советского Союза, то они, как и я в 1988 году, прибывали в счастливом неведении, веря, что Горбачев искренен в своих высказываниях:
«Мы будем всемерно социализм развивать и укреплять. Думаю, раскрыты еще только самые минимальные возможности нового строя. Вот почему странно для нас звучит, когда нам предлагают - некоторые даже искренне - изменить общественную систему, обратиться к методам и формам, характерным для другого социального строя».
А то, что возможности есть можно было видеть по тем достижениям, которые анонсировались на ТВ и в средствах массовой информации осенью 1988 года:
Произведён очередной успешный запуск космического корабля Союз- ТМ;
Состоялся испытательный полет нового советского пассажирского широкофюзеляжного самолёта Ил -96;
Запущен советский космический корабль многоразового использования «Буран» и ракета-носитель Энергия.
Завершены швартовые испытания 1-го советского атомного лихтеровоза «Севморпуть».
Совершён первый полёт самого большого в мире самолёта Ан-225 «Мрия».
СССР занял первое место на состоявшихся в Сеуле Летних Олимпийских играх.