В начале ноября мне попалось на глаза объявление о продаже половины дома в городе Всеволожске, ближнем пригороде Ленинграда.
В следующее воскресенье поехали с Лидой туда. Дом стоит рядом с храмом «Живоначальной троицы». Осмотрели продаваемую половину, все понравилось, и внутренне решили, что будем покупать.
Когда возвращались назад, у привокзального рынка на доске объявлений, прочитали о продаже дома, стоящем с другой стороны железной дороги, на, идущем прямо от вокзала, Всеволожском проспекте. Пошли туда. Этот дом нам понравился еще больше. Стоит прямо в сосновом лесу, красивый и крепкий коттедж. В доме предусмотрены все удобства.
Доброжелательная хозяйка сказала, что только потому, что вынуждена продать его, как можно скорее готова уступить нам его за 12 тысяч рублей, хотя он стоит много дороже. Я заверил хозяйку, что приложу все силы к скорейшему завершению сделки.
По уже отработанному алгоритму, записался на приём к председателю Всеволожского горисполкома, запасся ходатайством от начальника училища, и в назначенный час пришёл на прием.
Но председатель исполкома, даже не стал со мной разговаривать, а сразу отказал, сославшись, что постановлением Исполкома разрешено покупать дома только жителям Всеволожска, постоянно в нём прописанным. Обескураженный, я поехал домой.
На службе поделился злоключениями с Агнессой Евсеевной, которая на кафедре КЭП значилась электромонтажником, а на самом деле работала машинисткой, печатала рукописи пособий, учебников, монографий, и многочисленные листы учебно-методической документации создаваемой преподавателями кафедры.
Она вместе с сестрой жила в частном доме, но их собственной была только половина, и она, ссылаясь на свой опыт, одобрила моё решение отказаться от покупки половины дома. По поводу проблем с разрешением на покупку, посоветовала обратиться за помощью к начальнику курса нашего факультета Сергею Ветрову, который давно живет во Всеволожске.
Сергей, в классе которого в курсантские годы я был заместителем командира взвода, сказал, что про Всеволожскую городскую администрацию ходят нехорошие слухи, но у него есть знакомая, которая сможет мне помочь. Только это будет стоить бутылки самого хорошего коньяка и французского парфюма из валютного магазина.
Кроме того, в деле будет два этапа. Надо будет прописаться постоянно по адресу во Всеволожске, который он мне укажет, и ежемесячно платить хозяйке за прописку, пока не куплю дом.
На втором этапе, со справкой о прописке и ходатайством от начальника училища, надо будет снова идти к председателю Всеволожского исполкома за разрешающей визой.
Через неделю я передал Сергею бутылку «Лезгинки» и флакон Коти с изображением кролика на этикетке. А он мне - адрес, по которому я буду постоянно прописан. Помню, что это была старая убогая изба на улице Константиновской, где хозяйка, женщина неопределенного возраста, взяла с меня, за три месяца, деньги вперед и попросила явиться в паспортный стол в следующую среду к 19 часам с удостоверением личности.
В очередной приемный день, в середине декабря, явился к председателю Всеволожского исполкома с необходимыми документами и тот, без лишних слов, наложил резолюцию на мое заявление с просьбой о покупке дома:
«Начальнику БТИ, разрешаю оформить необходимые документы для совершения сделки». Довольный, ещё не понимая, что рано радоваться, я поехал домой, предварительно узнав вечерние часы приема начальника БТИ.
Но начальник БТИ, несмотря на однозначность резолюции на моем заявлении, оформлять документы отказался, сославшись на необходимость утверждения решения на заседании Исполкома. Предложил прийти за ответом через неделю.
На следующей неделе чиновник сказал, что мой вопрос не успели обсудить, но он лично считает, что Председатель исполкома не имел права ставить разрешающую визу, так как я прописан во Всеволожске менее года. Я спросил, почему бы ему не обсудить этот вопрос с Председателем. Он ответил, что такой разговор он запланировал и рекомендовал мне прийти за ответом после новогодних праздников.
Огорчённый, пошел к хозяйке продаваемого дома, сообщить, что процесс оформления покупки затягивается. Та высказала обоснованное предположение, что начальник БТИ тупо вымогает у меня взятку.
Я попросил её подождать до начала февраля. Я постараюсь разрулить ситуацию.
Обратился за помощью к Ветрову, тот сказал, что выходов на начальника БТИ у него нет, и посоветовал сходить к Председателю исполкома с жалобой на начальника БТИ, но, ни в коем случае, про коньяк и парфюм не намекать.
Очередная поездка во Всеволожск была неудачна. Оказывается, что Председатель Исполкома ушёл в отпуск, а до его возвращения начальник БТИ каких либо действий по моему делу предпринимать не будет. Пришлось извиняться перед хозяйкой дома, что минимум до марта оформить покупку мне не удастся.