Река времени 95. Куба 1983-84год
На фото: Лагуна у пляжа отеля Rancho Luna
Сентябрь 1983 года был для нашей семьи знаменателен еще и тем, что Вася пошел в первый класс, а Аня – в десятый, последний.
Школа при посольстве СССР, в которую пошли мои дети, располагалась в здании, принадлежавшем ранее католическому монастырю.
Обсаженное пальмами, огромное двухэтажное строение в мавританском стиле, построено в форме каре. Внутри каре находится большой двор с баскетбольной и волейбольной площадками. Есть ворота для футбола и ручного мяча. Центральная часть двора, предназначенная для митингов и построений, замощена плитами. По периметру, двор обсажен фикусами и вьющимися растениями.
В начале восьмидесятых годов в школе обучалось более полутора тысяч учеников и более семидесяти учителей, направленных в школу из СССР. Кроме советских учеников, в школе обучалось до 200 иностранцев из Чехословакии, Польши, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Монголии и других стран. Учились в ней и дети, имеющие кубинское гражданство.
Школа была хорошо оснащена и оборудована. В удобных классах и кабинетах, мастерских и библиотеке, актовом зале и на спортивной площадке было все необходимое, чтобы считать школу первоклассной.
В школу при посольстве зачисляли в возрасте старше шести лет и шести месяцев. Васе на 1 сентября было шесть лет и восемь месяцев, и мы, подумав, решили, отдать его учиться. Он пошел в первый класс вместе со своим приятелем из Колли, ровесником Вадимом, таким же светленьким и забавным пацанёнком, как и мой сынок. Их подружку, Дашу Крутову, в школу не взяли. Хотя она была ростом выше и Васи, и Владика, но немного младше возрастом.
Их игры в «индейцев», когда они прятались, то у нас в патио, то в, украшавших палисадники, огромных, глиняных кувшинах "тинахонах", теперь начинались только после возвращения ребят со школы.
Её отец, капитан 2 ранга Крутов, служил консультантом при техническом управлении MGR (1), и подчинялся адмиралу Стадниченко, как старшему морской группы СВС.
Их «каса», такой же конструкции, как и наш дом, стояла напротив, с другой стороны 36-й улицы. С женой Саши Крутова, Машей, Лида поддерживала добрососедские отношения. Старшая дочь Крутовых, Катя, была младше нашей Ани на два года.
Как-то раз, доставшись возвращения Васи из школы, пришла Даша, уже заждавшаяся своих приятелей, и доложила Лиде, что она уже научилась делать шпагат. И добавила, что, когда Вася закончит первый класс, и тоже научится делать шпагат, то они поженятся.
Лида, шутливо, ответила: « Шпагат для семейной жизни вещь нужная, но кто же вас кормить будет!?»
«Тетя Лида! Мы с Васенькой уже давно сами кушаем, и ложкой умеем, и вилкой!», - с достоинством ответила девочка.
Забегая вперед, скажу, что через 25 лет, они с Васей нашли друг друга в Контакте. Даша вышла замуж за француза и живет в Париже, как и её старшая сестра, Катя, тоже ставшая француженкой. Вообще, распад Советского Союза привел к внушительной эмиграции. Особенно, из поколения моих детей. Те из эмигрировавших, кого я знаю, все люди с высшим образованием.
Дочка Коробовых оказалась в Швейцарии, моя – в Болгарии. У доброй половины моих одноклассников по 366 школе дети уехали в Европу, Америку или Израиль. Такая же ситуация с детьми моих сослуживцев по кафедре Электротехники Балтийского университета «Военмех». Значительная часть Васиных однокурсников, из Физико-технического факультета СПб Политехнического университета, тоже работает за рубежом.
В школе при посольстве, которая называлась средняя школа №1 имени Ю.А. Гагарина, была не только отличная учебная база, но и хороший учебно-педагогический состав. Во всяком случае, подготовка моих детей оказалась достаточной, чтобы Аня, сразу после школы, с высоким баллом, поступила в ЛЭТИ (2), а Васе, без проблем, продолжил учёбу в 366-й школе, одной из лучших ленинградских школ, с математическим уклоном.
На мой взгляд, основным достоинством коллектива, в котором с восьмого класса занималась моя дочка, было то, что хорошо учиться считалась хорошим тоном, а лентяи и отстающие рассматривались одноклассниками, как маргиналы, достойные только жалости.
Как сказала одна Анина одноклассница: « Троечницы – всегда дурнушки и недотёпы. Красивая девочка должна быть отличницей».
Человек, даже с минимальным жизненным опытом, знает, что это не так. Но всякий тезис, связывающий стремление к знанию с престижем, на мой взгляд, достоин озвучивания, как реклама хорошей учёбы.
Хотя в остальном, молодёжная субкультура, в котором дочка «тусовалась», не всегда одобрительно воспринималась представителями женсовета Каса Бланки, которые по долгу своей организации, присматривали за детьми СВС.
Как-то раз, на очередном собрании в «Чайке», председательница этой бдительного совета, горячее взывала к родителям, объяснять взрослым девочкам, что не годится ходить в школу и другие общественные места с браслетами на щиколотках, и носить по три пары серёжек, даже если они и не крупные. А это уже непосредственно в наш адрес, хотя и без озвучивания фамилии.
У Анечки была подруга - одноклассница, Марина, тоже из Колли. В одиннадцатом классе они стали задавать тон в молодёжной тусовке округи «Чайка» - «школа при посольстве».
Чтобы поддерживать лидирующее положение, необходимо было не только хорошо учиться, но и одеваться из Диплотьенды, что в их «тусовке» считалось престижным.
И когда эти две девушки, с точёными фигурками, в модных нарядах, с распущенными до плеч, пшеничного цвета волосами, с браслетами на руках и ногах шествовали по 41улице в «Чайку» редкий автомобиль не поприветствовал их гудком.