Через неделю после праздника, к нам в офисину вошли кубинские офицеры, с суровыми лицами. Они из них сказал, трагическим голосом, что, только что кубинское радио сообщило, что в Москве на 76 году жизни умер Генеральный Секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР, Леонид Ильич Брежнев.
Со скорбным выражением лиц, кубинцы, по очереди, стали высказывать каждому из нас свои сопереживания.
Конечно смерть каждого человека – трагедия, тем более что Л.И.Брежнев был не самым плохим руководителем нашего государства.
Но в последние годы его правления, для любого информированного и непредубеждённого человека, было ясно, что должность первого лица государства ему уже не по плечу.
А, стремление ближнего окружения, удерживать его на посту, сохраняя статус-кво элиты, казалось глубоко безнравственным.
Поэтому в те дни, смерть Генсека виделась нам не столько как трагедия, а как естественное разрешение затянувшегося кризиса.
Поэтому, внутренне, мы не разделяли ту преувеличенную скорбь, которую демонстрировали нам наши кубинские друзья.
Нас больше волновало, что будет дальше, и кто займет пост Генсека.
12 ноября мы узнали, что на должность Генерального секретаря ЦК КПСС избран Ю.В. Андропов. А по событиям, которые последовали за этим, было видно, что Андропов попытается смягчить остроту международной ситуации, в которой оказался Советский Союз.
14 ноября лидер польского профсоюза «Солидарность» Лех Валенса был освобождён после 11-месячного заключения.
15 ноября произошла встреча Ю. Андропова и Зия уль-Хака в Москве. Очевидно, что решался вопрос о затянувшейся войне в Афганистане.
16 ноября впервые с 1969 года в Москве начинаются советско-китайские переговоры.
К этому времени до нас уже дошли сведения, что на съезде КПК, состоявшемся в сентябре этого года, по требованию Ден-Сяопина принято решение о кардинальном изменении всей социальной политики Китая.
Хуа Гофэн, преемник Мао Цзэдуна, выведен из состава Политбюро.
Возникли реальные надежды на восстановление дружеских отношений с величайшей коммунистической страной мира. Тем более что Ден-Сяопин резко выступил против тех, кто требовал перестроить страну по западному образцу.
И политика, проводимая новым Генсеком внутри страны, тоже изменилась. Андропов резко сократил раздутый аппарат генерального секретаря. Был дан ход громким делам о коррупции и злоупотреблениях в торговле.
С широкомасштабной кампании по наведению порядка, началась борьба за улучшение экономического положения государства. 22 ноября 1982 года, на пленуме ЦК было намечено ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода. Всё это вызывало у нас оптимизм.