На заставке: К-64 у стенки Ново-Адмиралтейского завода.
В начале весны наш экипаж закончил обучение в Обнинском учебном центре ВМФ и 13 марта всем нам выдали соответствующие удостоверения.
В моем архиве бережно хранятся зеленые корочки с гербом:
Свидетельство № АЛ- 043
Предъявитель сего старший лейтенант Бахарев Юрий Иванович в 1969 году прослушал полный курс программы Специальных классов офицерского состава ВМФ по специальным энергетическим установкам с общей оценкой хорошо и допущен к самостоятельному управлению техникой по занимаемой должности.
Командир в. ч. 27013 Герой Советского Союза контр-адмирал Осипенко.
С середины марта 1969 года мы официально перешли под юрисдикцию 39 бригады новостроящихся подводных лодок.
Подводная лодка К-64, заказ 900, как называли её все на заводе, ещё стояла на стапеле, а нас уже привлекли к несению суточных дежурств по обеспечению, пожаробезопасности строящегося корабля.
Перед дежурством необходимо было ознакомиться с основными работами, намечаемыми к проведению. А, в процессе дежурства, - следить, чтобы при работах не нарушались требования руководящих документов по живучести корабля.
Наибольшие хлопоты доставляли работы, проводимые с открытым огнем, прежде всего, электросварка. Руководство по борьбе за живучесть (РБЖ) предъявляет целый ряд конкретных, и достаточно жестких требований, как по организации, так и по проведению таких работ.
По началу, когда наши офицеры только приступили к выполнению своих обязанностей, большинству исполнителей работ, такие требования казались завышенными, и даже мешающими процессу строительства корабля.
А так как нас наделили правом прекращать работы, ведущиеся с нарушением требований флотских документов, то дело стало доходить до конфликтов с криками и причитаниями, что выполнить все требования невозможно.
Однако, мы были последовательны в своих требованиях, и большое строительное начальство нас поддерживало.
Нам объяснили, чтобы мы всякое выявленное нарушение непременно заносили в журнал дежурного по кораблю, тогда руководители строительства найдут способ, как добиться безусловного выполнения требований руководящих документов.
В конце концов, стало нормой, что на сварочные работы, оговорённые в плане, являлся не один сварщик, но и лицо, наблюдающее за безопасностью проведения сварки, с соответствующим набором оговорённых в РБЖ средств пожаротушения.
Даже такое, ранее повсеместное нарушение, как использование переносной лампы без защитного плафона, с отговоркой, что других нет на складе, в конце концов, почти исчезло.