authors

1584
 

events

221701
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Yury_Bakharev » Река времени - 115

Река времени - 115

05.09.1968
Ленинград (С.-Петербург), Ленинградская, Россия

Река времени 53. Осень 1968 г. Электросила. Судомех

 

 

В начале осени 1968 года наш экипаж был направлен на прохождение планового медицинского обследовании в 1ЛВМГ.

Лето этого же года в 11 отделении, куда нас положили, было горячее время. В отделение поступил почти весь экипаж АПЛ К-27 облучившийся после аварии реактора.

 

Реактор АПЛ К-27 был опытовый реактор с ЖМТ, как и реакторы на лодках 705 проекта, хотя во всём остальном эта лодка не отличалась от подводных лодок 627 проекта. То есть, К-27 была подводная лодка, на которой изучались возможности массового применения реакторов нашего типа.

 

 Авария возникла из-за несвоевременного проведения регенерации сплава (очищения его от твердых окислов, образующихся в процессе работы реактора). Командир БЧ-5, капитан 2 ранга Иванов, записал в вахтенный журнал, что АПЛ не готова выйти в море без проведения регенерации.

 

Но высшее командование не прислушалось к мнению специалиста, так как предыдущий поход был успешен, а в новом походе ставилась амбициозная задача, совершить «кругосветку» без всплытия.

 Отношение командира дивизии М. Г. Проскунова к выполнению вновь поставленной боевой задачи, может проиллюстрировать его фраза: «если сегодня вы не уйдете в море, я вас ногами оттолкну от пирса»

 

Подводная лодка вышла на учебные торпедные стрельбы перед походом, который должен был состояться через неделю.

И 24 мая 1968 года, в подводном положении, произошло то, о чем Начальник Технического управления Северным Флотом, капитан 1- го ранга Мормуль Н.Г пишет:

 

 «На реакторе левого борта при достижении нормативных 90 процентов, мощность самопроизвольно начала снижаться… Однако, оператор продолжил высвобождать реактивность, поднимая компенсирующую решетку реактора. В данной ситуации делать этого не следовало. Реактор в конечном итоге заглушили, но сгорело до 20 процентов тепловыделяющих элементов реактора, и ядерное горючее, обладающее мощной гамма-активностью, было разнесено по 1- му контуру».

 

В результате аварии весь экипаж перенёс острую лучевую болезнь, 20 человек получило дозы радиации от 600 до 1000 Р. В конце июня 1968 года, от полученных на борту высоких доз радиации, в 11 отделении четыре моряка умерли.

 

Когда мы прибыли на обследование, большая часть пациентов была выписана, оставался только мичман Лагуненко, которого еще продолжали лечить. Было ещё несколько человек, участников радиационной аварии, с К-19, прибывших на очередное обследования здоровья. Помню, что у одного из них была ампутирована нога.

 

 Разговоры с участниками аварийных происшествий, конечно, оптимизма не добавляли, но все члены нашего экипажа благополучно прошли медкомиссию с резолюцией : «Практически здоров, годен к работе с источниками радиоактивного излучения и компонентами ракетного топлива».

 

Не добавляли оптимизма и события, происходящие в 1968 году в Чехословакии. Из информации, проведенной для офицеров Начальником политического отдела бригады, следовало, что после смещения с поста 1 секретаря Чехословацкой компартии Новотного, власть перешла в руки ревизионистского крыла компартии.

 

 Дубчек, избранный 1 секретарём компартии, поощряет распространение антикоммунистических взглядов и антисоветских настроений, особенно в среде творческой интеллигенции.

 

А лозунг "социализм с человеческим лицом", провозглашенный манифестом «Две тысячи слов», подписанный как видными представителями творческой интеллигенции, так и многими тысячами простых граждан Чехословакии – это идеологическая диверсия, направленная против стран социалистического содружества.

 

Будучи в отпуске, мне удалось по «Голосу» прослушать этот манифест, во многом, показавшимся мне вполне разумным и, такого рода официальные взгляды, воспринимались мной весьма скептически, хотя и не все мои приятели разделяли мой скепсис.

 

Так, во время осеннего переезда по маршруту Ленинград – Москва, Коля Пашук в вагоне разговорился с одним из офицеров, принимавших участие в операции «Дунай», и, был удивлён, узнав, что многие офицеры негативно оценивали необходимость проведения таких радикальных действий.

 

Когда же офицер показал Пашуку экземпляр перевода на русский язык статьи «2 тысячи слов», то Коля посчитал это идеологической диверсией, о чём позже, с возмущением, рассказывал нам.

02.10.2023 в 19:56

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: