Так прожили мы в посёлке до начала декабря, два раза в неделю в служебное время посещая плавательный бассейн и раз в неделю гуляя в кафе «Одуванчик», пока не пришел приказ убыть в расположение 39 бригады строящихся кораблей с целью прохождения медицинской комиссии в Первом военно-морском госпитале.
В Память о Гремихе и кафе «Одуванчик» осталась песня, которую мы, разгулявшись, исполняли под самый конец наших банкетов в нём.
Где тундры гранитное дно сведено
С солёными льдистыми волнами,
Посёлок стоит ему имя дано
Глубокого смысла полное.
Гремят ураганы, бушует пурга,
Как будто полярное Лихо
Устроило здесь свой чертовски орган
И имя ему Гремиха.
Здесь служат ребята, весёлый народ
С подводных фрегатов команда,
Пойдут под водой в кругосветный поход,
Как только поступит команда.
Реактора мощь и нервы ЭЭС,
В руках наших крепко зажаты
Иначе нельзя, иначе всем крест.
Здесь жизнью за слабость расплата
Подводный кентавр человека и стали
Найдет путеводный Конопус.
А, чтобы всегда мы домой возвращались,
Выпьем за прочный корпус.
На берег сошли заботы все прочь,
Сидим и поем в «Одуванчике»
За то чтоб всегда и хотеть нам и мочь
Поднимем с Рубином стаканчики.
К сожалению, или к счастью, не знаю, но вернуться к месту формирования, нашему экипажу не пришлось. Хотя я сам еще три раза там побывал, ездил руководителем практики и стажировки курсантов в самые хорошие для Гремихи времена, когда атомоходы уходили отсюда в Атлантику и штурмовали северные широты, прокладывая подо льдами Арктики подводную дорогу в Тихий океан.
В сводках разведывательных центров НАТО, в то время, Гремиху опасливо называли осиным гнездом. В том числе и из-за того, что это единственная на Кольском полуострове военная база, имеющая открытый выход в океан.
К сожалению, для постсоветской России эта база оказалась не нужной. Сейчас у причалов Островного нет ни одной боеготовой лодки. О прошлых временах напоминают несколько субмарин, выведенных из состава ВМФ. Среди них и первая советская АПЛ, на которой я проходил преддипломную стажировку.
Там же, в одном из самых больших мест складирования ядерных отходов, заглушенные реакторные сборки со всей серии АПЛ 705 проекта, титановые корпуса которых шустрые предприниматели от МО спешно разрезали и продали в США. Проекта, которому я и мои друзья посвятили свои лучшие молодые годы.