Гл. 15. Станиславское бытие, 1946-47 гг
В войну на фронте мои двоюродные «станиславские» сёстры, к которым мы приехали, служили медсёстрами в полевых госпиталях. Старшая Соня дослужилась до звания лейтенанта медицинской службы. Обе вышли замуж за фронтовиков. Муж Сони «капитан Федя» Хоменко служил следователем в военной прокуратуре.
«По жизни» Соня была очень жизнерадостной и «боевой» женщиной, очень жизнерадостным и компанейским человеком. В послевоенные годы до самой глубокой старости поддерживала старые фронтовые связи, высоко ценила фронтовое братство и до последних дней своих всегда помогала старым фронтовым товарищам.
…Сохранившая фронтовую «закваску» Соня, не вытерпев нараставшей в конце 90-х годов XX века и в начале 2000-х годов XXI века в Западной Украине националистической вакханалии и реабилитации бандеровского подполья (см. здесь ниже, а также последующие главы), - после ухода из жизни родителей и мужа - эмигрировала в Израиль. Там она, дожив до 90 лет, и окончила свои дни, успев передать в Мемориальный музей Холокоста сведения о погибших в гетто наших родственниках…
«Капитан Федя» Хоменко, за которого Соня вышла замуж, служил следователем в военной прокуратуре и со всем пылом прошедшего войну фронтовика вёл «свою» беспощадную «войну» с «окопавшимися в тылу» послевоенными жуликами. Был настоящим коммунистом, идейным и принципиальным в идеологических вопросах. Помню его рассуждения и внушения мне не обольщаться внешней мишурой «западного быта» в хорошо сохранившемся и «ухоженном» - почти «западном», типично польском городишке Станиславе, (когда я вслух сравнивал со здешней жизнью наше пребывание в разрушенном Харькове да и во всех восточных районах страны, попавших под немецкую оккупацию). Учил меня ценить «наши советские ценности»…
Вместе с тем, Фёдор был достаточно прагматичным в житейских и бытовых вопросах. Как я его сейчас понимаю, это был, в общем, нормальный мужик и человек своего времени.
Помнится выполненная им «саморучно» карта «дорог войны», где на большой географической основе извилистыми штриховыми линиями и стрелками разного цвета были показаны все его фронтовые "дороги» – отступления на восток (синим) и наступления на запад (красным)…
…Муж младшей сестры Ани Абрам Брейман, до войны учившийся в консерватории, работал в областной филармонии музыкантом-аккомпаниатором, играл на виолончели и аккордеоне. В войну служил в концертной бригаде, обслуживавшей прифронтовые госпитали. Аня была беременна, ждала ребёнка и - в положенное время - родила двоюродного племянника Лёню…
…Приехав из Харькова, мы с мамой поселились у Брейманов в небольшом одноэтажном доме на несколько квартир с просторным зелёным двором. Многие жившие ранее в Станиславе поляки уехали, как сейчас говорят, на «историческую Родину», и с жильём в этом небольшом уютном городке было относительно свободно…
В «материальном» отношении» в Станиславе - хорошо схранившемся в войну чистеньком и ухоженном городишке - жить было легче, чем в Харькове. Засухи в этом обычно дождливом предгорном районе Прикарпатья практически не бывало, поэтому всегда на базаре можно было ещё что-то докупить к мизерному продуктовому пайку, выдававшемуся по карточкам, - кукурузную муку и овощи… Торговля там процветала - из окрестных деревень крестьяне-единоличники привозили свои продукты на продажу. Колхозы (коллективные хозяйства) – основная форма сельскохозяйственного производства в СССР – в Западной Украине ещё не были созданы, их ещё только предстояло организовать…