authors

1472
 

events

201835
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Victor_Glotov » Послевоенные годы - 1

Послевоенные годы - 1

01.08.1945
Херпучи, Хабаровский край, Россия

Послевоенные годы. Часть 1

 

Я уже писал, как весть о Победе достигла нашего поселка и школы, с каким ликованием мы ее встретили. Что и говорить - Победа была долгожданной и выстраданной, Ее терпеливо и долго ждали, и вот она наступила!

 

Жизнь после мая 1945 года материально не стала легче, все понимали, что в одночасье ее не переменишь, но зато почувствовали огромное облегчение, конец тяжким и тревожным ожиданиям.

 

Люди, собираясь у конторы, перед сеансом кино в клубе, заявившись по-соседски, или просто встретившись на улице, очень оживленно и взволнована обсуждали все происходившее в стране. Кто радовался, кто вздыхал, кто был чрезвычайно оживлен и взволнован - не было равнодушных и безразличных.

 

Летом, а особенно осенью 1945 года, на прииск стали возвращаться солдаты. Появилось много новых людей, доселе невиданных. Мы знали множество семей, живших без мужчин. То, что работали на производстве женщины, матери наших сверстников, их старшие братья, считались обыденным, нормальным и незыблемым явлением. Мысли, что у них где-то был отец, муж, никогда не возникали в голове. А тут - на тебе! Появляется человек в военной форме с солдатским вещевым мешком и чемоданом в руках. Все довольны, счастливы, сияют и смеются. Война с немцами закончилась и шла массовая демобилизация. Я был в некоторых семьях своих друзей, знакомых и помню ту особую атмосферу радости, когда долгожданный, родной, и в то же время чем-то незнакомый человек ходит по квартире, сидит за столом и возбужденно о чем-то разговаривает, а все ему внимают, буквально разинув рты.

 

Был я у своего дружка Вовки Шишкина - вернулась в фронта его старшая сестра. Был у Распопиных - вернулся из Германии отец. Был на 7-й линии у Пинегиных - отвоевал старший брат из их большой семьи.

 

Ходил молодцом - вся грудь в орденах и медалях. Подвыпившие родственники и друзья бродили по улицам прииска обнявшись, с гармошкой, с песнями и пляской по пыльной дороге. Минуты встреч, о которых люди мечтали много лет, наконец-то наступили. Пришел мир, но долго еще порядки и обычаи, вызванные войной, трудностями тех лет, чувствовались во всем укладе жизни нашего прииска.

 

О подготовке к войне с Японией не знали, но все равно чувствовалась какая-то скрытая напряженность в жизни страны, прошло три месяца после Победы, а многих солдат почему-то не демобилизовали. Люди, побывавшие летом в Хабаровске и дальше на Западе, о чем-то смутно догадывались, что-то неопределенное слышали. Знакомая учительница ездила в отпуск в Сибирь, рассказывая у нас дома о поездке, говорила, что ночами сюда на Восток, движется большое количество военных эшелонов. Что бы это значило? И все, слушавшие ее, тревожно замолкали, Неужели опять война? Опять тревога за своих близких людей?

 

Война в августе 1945 года все же началась. Известие о ней вызвало легкую панику и большое волнение: Япония близко от нас, как, будут развиваться военные действия неизвестно, а вдруг будут бомбить и оккупировать прииск? В клубе собрали все взрослое население, рассказывали о положении дел на восточном фронте и призывали к бдительности, вдруг появятся шпионы, лазутчики, парашютисты, парашютисты. С Сомни как-то пришла женщина и сказала, что там видели подозрительных людей в каких-то необычных одеждах (у страха глаза велики). Тут же была организована облава из пожарных охранников и добровольцев, Подозрительных выловили. Ими оказались трое дражников (рабочих драги), одетых в одинаковых непромокаемых спецодеждовских плащах. Там они просто-напросто рыбачили. Было приказано рыть бомбоубежища, иметь в каждом доме противопожарный инвентарь: бочки с водой, ящики с песком, сделать светомаскировку. В кузнечном цехе мастерских начали, ковать специальные щипцы для захвата зажигательных бомб, чтобы, не дай бог, японцы не сожгли наш деревянный поселок. На окнах конторы крест- накрест наклеивали полоски белой бумаги, чтобы они, родимые, не вылетели во время бомбежки. В завершении всего на вершине седьмолинской сопки как-то среди ночи бабахнул мощный взрыв - это подорвали динамит, чтоб приучить население к взрывам во время учебной воздушной тревоги.

 

Прошло несколько дней. С фронта приходили радостные вести о наступлении наших войск. Возбужденное напряжение стало спадать: забросили недостроенные убежища, отмыли окна конторы от бумаги, забыли про светомаскировку. Тогда, помню, всех взбудоражила весть о двух атомных бомбах, сброшенных американцами на Японию, Толком никто ничего не знал, но наслушавшись о колоссальной мощи взрывов, невольно зауважали американцев, даже появился некоторый страх перед ними: такого оружия свет еще не видывал.

 

Папа в это время все еще был в Германии, в каком-то неведомом городе Ауэрбахе. От него часто приходили письма и даже фотографии Он и мы шали демобилизации, но его возраст еще придерживали Я уже писал о его фронтовых письмах- треугольниках, но кроме писем был еще один источник общения - радио. По моему в 1944 году то ли по Центральному, то ли по Хабаровскому радиовещанию стали передавать письма от фронтовиков с просьбой передать приветы родным и близким. Несколько таких радиописем было адресовано и нам. Слушали такие передачи многие односельчане и на следующий день всегда поздравляли с хорошей вестью и радовались вместе с нами.

06.04.2023 в 19:14

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: