Глава 50
Романсы Гурилева А.Л. были проще в освоении, мелодия в них на широком дыхании, близка к народной песне; они просты и непритязательны по содержанию и кругу образов: «Матушка – голубушка», «Колокольчик», – лирические песни. «Сердце – игрушка», «Внутренняя музыка», - городской романс. В первом особенно необходимы выразительная мелодекламация, фразировка, штрихи, во втором – внутренняя сосредоточенность, экспрессия, «бесконечная» мелодия. «Сарафанчик» - близок к шуточной народной песне. Звук и слово должны быть «на кончике языка».
Романсы Алябьева А.А. «Я вижу образ твой», «Зимняя дорога» - от куплета к куплету варьируется «окраска» звука в зависимости от содержания текста и созерцания красоты, навеваемой его образами.
Романсы Булахова П.П. «Колокольчики мои», «Нет, не люблю я вас», «Не пробуждай воспоминаний» - разнообразны по содержанию и характеру. Первый лирический, второй требует легкой колоратуры, третий - больших полноты чувств и тембра.
Варламов А.Е.–автор романсов "На заре ты её не буди" «Разочарование», «Красный сарафан», «Взволнуют море непогоды». Среди множества его романсов отбирались романсы контрастные и близкие нам по содержанию и образному строю: первый – лирический, второй – мелодекламационный, третий – широкий русский распев, четвертый – полный драматизма.
Над романсами Даргомыжского А.С. «Я помню глубоко», «Я все еще его люблю», «Расстались гордо мы» я работала уже давно. Постепенно в репертуар вошли «Чаруй меня, чаруй», «Ночной зефир струит эфир», «Юноша и дева», «Не скажу никому», «Лихорадушка», «Бушуй и волнуйся, глубокое море». Петь романсы А.С Даргомыжкого - большое творческое удовольствие: они полны тонкого лиризма, яркого эмоционального высказывания, напевны, разнообразны, красивы. Исполнение их требуют большой отдачи творческих сил.
Мы не могли не коснуться романсового творчества Н.А. Римского-Корсакова. Любимыми для нас стали «Не ветер, вея с высоты», «О чем в тиши ночей», тонкие по характеру, мелодичные и изящные.
Особое место в репертуаре заняли романсы С.В. Рахманинова. Его «В молчаньи ночи тайной», «Полюбила я на печаль свою», «Давно в любви» - эмоционально яркие, полны внутренней экспрессии. Экспрессия и в мелодии, и в сложной и развернутой фактуре и гармонии фортепьянной партии.
Романсы «Сон», «Сирень», «Речная лилея» - изящны и представляют собой тонкие музыкальные акварели – так легки и прозрачны в них мелодия, тонкая изобразительность. В сопровождении невесомая музыкальная ткань фраз как бы «повисает» в воздухе…Диапазон музыкальных «красок», выбор средств выразительности необычайно широки. Исполнение произведений композитора – очень серьёзная исполнительская задача и большая художническая ответственность.