Раздел двенадцатый
Глава 49
ЛЮБАНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
На фото: вокально - хоровой ансамбль педагогов общеобразоватеьной школы п. Сельцо. Руководитель Павлова В.К.
Все вокальные концерты и вокальные выступления школы были в нашем с концертмейстером Одарчук И.В. исполнении. Ирина Валерьевна – настоящий музыкальный подвижник. Хорошо владея инструментом, без особых затруднений читая с листа, она всегда была исполнительным, неравнодушным, инициативным и доброжелательным человеком и педагогом.
Будучи творческим, талантливым человеком, Ирина Валерьевна сочиняет музыку для фортепиано, В числе созданных ею произведений цикл «Детские пьесы», «Времена года», «Детский альбом» и другие. Состоялись её авторские и школьные концерты, в которых она успешно выступила с собственными сочинениями.
Типичной была в Любани такая картина: учащиеся и преподаватели, с инструментами, колонной идущие с концертом в общеобразовательную школу, детский сад или на предприятие. Часто для осуществления наших концертных представлений вне школы нам выделяли транспорт ЛЛДОК, совхозы «Агротехника» и «Любань»; иногда мы получали автобус благодаря содействию главы администрации п. Сельцо Докучаева Евгения Анатольевича, директора КСК п. Сельцо Николаева Николая Петровича.
Мой рабочий день начинался с восьми утра и продолжался до 20 –21 часа.
Чтобы разрешить многие хозяйственные вопросы, нужно было связываться с руководителями предприятий, учреждений, бухгалтериями, для работы с которыми время с 08 до 10 часов утра - самое продуктивное. Далее шел учебный процесс, в котором всегда много текущих вопросов, проблем. Всем этим я могла заняться, если не нужно было встретиться с тем или иным руководителем из сторонних организаций, и если не была занята на совещании в г. Тосно, в г. Ленинграде. На вечер обычно откладывалась работа с документацией, репетиции.
Главной проблемой для директора было общение со всем коллективом, мысленно объединять преподавателей, рассредоточенных на расстоянии от полутора до четырех километров друг от друга, в единое целое. Автобусы ходили редко, и их график не совпадал с учебным расписанием, которое, в свою очередь, выверялось с возможностью преподавателей, при необходимости, совмещать нагрузку на базе, в основном здании, с учебными часами в филиале и возможностью учащихся просто попасть на урок к преподавателю.
Занятия тогда в общеобразовательной школе были в две смены.
Лукьяненко Юлия Вячеславовна начала работать в сентябре 1987 года. Молодой специалист с постоянным стремлением к совершенствованию, с хорошей пианистической школой, полученной в Магнитогорском музыкальном училище у преподавателя Писаренко Ю.Г. - одного из ярких представителей Ленинградской фортепианной школы. Своими выступлениями она украшала школьные концертные программы; учащиеся её класса также были активными участниками концертной жизни школы. Самые успешные из них: Кузнецова Маша, Ильченко Маша.
С сентября 1989 года пришла работать в филиал ДШИ в п. «Любань» Гинкель Елена Александровна, инициативный, деятельный преподаватель, умевшая найти согласие между преподавателями и родителями в возникавших иногда недоразумениях между ними. Преподаватель с хорошей пианистической школой, участвовавшая в концертной деятельности и как пианистка, и как вокалистка в фортепианном и вокальном дуэтах. Такой же деятельной и творческой была её работа с учащимися класса.
Бычкова Татьяна Юрьевна в ДШИ с 1992 года. Преподаватель с крепкой пианистической школой, хорошо работала с учащимися класса, добиваясь приличных результатов с ними на конкурсах разного уровня.
Будучи заведующей фортепианным отделом, в значительной степени активизировала методическую работу на отделении проведением тематических открытых уроков, методических сообщений. Сформировались исполнительские фортепианные ансамбли, фортепианные дуэты: Гинкель Е.А. - Бычкова Т.Ю, Саенко Н.И. - Гинкель Е.А., сольные концерты Лукьяненко..В., Саенко Н.И. Самыми успешными учащимися в классе Бычковой Т.Ю. были Таппырова Надя , Вяткины Оля и Катя, Бычкова Аня и другие.
На втором этаже подъезда школы направо - дверь в коридор, где находились квартиры жильцов. Три бывших школьных класса – три двухкомнатных квартиры, возникшие в результате деления каждого класса невысокими перегородками на две комнаты, прихожую и кухню. В каждой квартире круглая печка- голландка – для тепла и плита – для приготовления пищи. Всё топилось дровами. Вода приносная; отработанная вода - мытьё, стирка – всё в вёдрах. Те же условия были и на первом этаже.
Жильцы были разные. Лестничные пролёты пытались убирать по очереди, но то и дело очередь нарушалась, и на уборщицу школы приходилась львиная доля этой работы.
Особенно зимой, всё приносимое и выносимое в вёдрах при неосторожном или «неверном» движении по лестнице оставляло на ней тут же замерзающие следы. В морозы на ней было иногда довольно скользко. Ещё хуже были следы на стенах и лестнице после праздников…..
Такое соседство для музыкальной школы было тихим и жестоким испытанием, хотя, по санитарным требованиям, недопустимым. Нужно добавить, что переход детей, родителей, педагогов с первого этажа на второй и обратно в неотапливаемом подъезде никому здоровья не прибавлял. Вся борьба за приемлемое существование ещё предстояла впереди.
В перспективе было строительство общежития для рабочих ЛЛДОКа и переселение из здания школы туда всех здесь живущих. Мы очень ждали этого момента…
Параллельно с административной, общественной, профессиональной работой постепенно осуществлялась моя мечта о сольных концертах. С преподавателем фортепьяно Бычковой Татьяной Юрьевной, а затем с концертмейстером Ириной Валерьевной Одарчук мы осваивали романсы русских композиторов, которые втечение многих лет стали репертуарными в нашей концертной деятельности.
Первыми в ряду классиков были романсы М.И. Глинки:
«Как сладко с тобою мне быть» - эмоциональный, с необычным, «взволнованным» ритмом, мелодией, «лишённой» покоя, с неожиданными интонационными поворотами, окончаниями и началом фраз. Все это требовало определенной исполнительской техники, вокального мастерства; «Я здесь, Инезилья», «Скажи, зачем», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье» - романсы, требовавшие большой физической отдачи, пения в полный голос.