15. СНИЖЕНИЕ. ПОЛЕТ В ТУМАНЕ
На основании материалов представленных МСССС, Правительственная комиссия при СМ СССР большинством голосов приняла постановление, среди прочих пунктов в котором предписывалось провести дополнительные исследования по уточнению сейсмичности и влиянию современного диапиризма с оценкой эффекта его воздействия на сооружения КАЭС. Поэтому, с весны 1989 года пришлось вплотную заняться изучением этого вопроса на Керченском полуострове, а часть своей группы направить Н. Вальтеру в помощь Керченской морской партии по детальному исследованию грязевого вулкана Голубицкий в Темрюкском заливе.
В начале лета получаю из Киева неожиданный письменный приказ из Мингео Украины, подкрепленный письмом от Академии наук дать краткое заключение о геологических условиях промплощадки Одесской АЭС. Делать нечего, приказы надо выполнять. Мы с Геной снарядили ГАЗ-66. В кузов-фургон посадили двух детишек - мою дочь и Сашу Л. (ныне покойного сына моего зав. отделом), слегка неадекватного Витюнчика и отбыли в жемчужину у моря.
Жара уже стояла приличная. По дороге мы остановились у павильончика торгующего пивом. Пиво оказалось темным с маркой "Мартовское", которое уже несколько лет в продаже не появлялось. Конечно купили. Часть выпили на стоянке за обедом, а несколько бутылок закинули в фургон. Рассчитывали полакомиться вечером. В Одессе мы долго искали, где можно остановиться и, наконец, решили устроиться в пригороде, как нам сказали аборигены, местном курорте "Черноморка". Там среди пансионатов и дач мы с великим трудом нашли подходящую площадку и, наконец, забазировались. Первым делом я полез в фургон искать заначенное пиво. Его, увы, не было. Оказывается дорогой наши детишки (в прочем уже почти взрослые), это пиво оприходовали. Сначала, с ехидством наблюдали за моими безуспешными поисками, а потом, видя, что начальник начинает сатанеть признались.
Все Гена, с пивом полный облом. Эта молодежь нас совсем не уважает. И лупить ее все равно бесполезно - пива-то нет. Пойдем-ка мы с тобой, хоть пот смоем. Море то вот оно рядом, спуститься только с обрыва. Спустились. Небольшой пляжик весь забит одесситами. Но как они в этом самом синем море купаются, я не понял. Вода у берега грязная. Прямо на поверхности плавают фекалии. Большие такие и вонючие. Стало ясно, что замечательный одесский курорт "Черноморка" очистных сооружений не имеет, А все неочищенные стоки сбрасывает прямо в море. Ветерок же все эти экскременты тут же выносит на пляж. У меня сразу пропала охота купаться в этой выгребной яме. И кто же это интересно ездит отдыхать на одесские курорты? Детишки, правда, отошли подальше, метров на 500 и все же окунулись. После этого они, наконец, обрели некоторую резвость и в сотне метров от нашей стоянки нашли в каком-то пансионате душ. В пансионат надо было проникать через дырку в проволочном заборе. Дети и худой Гена юркнули в эту дырку как в родную норку. А я застрял, да так, что слегка поцарапал трудовой мозоль, который отрастил для солидности. Надо же было мне, как начальнику отряда, хоть чем-то отличаться от подчиненных внешне.
С утра мы тронулись в Энергодар - поселок строителей Одесской АЭС. Неплохой такой городок, чистенький, даже приятнее чем Щекино. Все при нем и кафе, и детский садик и школа и даже библиотека. Наконец-то у нас стали строить нормальное жилье, а уж потом промышленный объект. Это не то, что бараки и балки ВилюйГэсСтроя со всеми удобствами на улице. Неужели временам диких строек прошли? Проехали еще километра четыре и вот она промплощадка Одесской АЭС.
У первого встречного спросили, как найти геологов. У вагончика меня встретил хмурый мужик, представившийся начальником геологического отдела АЭС. То, что он рассказал, повергло меня в шок. Если крымская площадка, хоть формально, но выбиралась, то в Одессе был полный произвол. По его словам, приехал в подходящий, по его мнению, район первый секретарь обкома, ткнул пальцем и изрек: "Здесь будет город заложен! А здесь будут стоять энергоблоки!" - Вроде, как Петр первый из поэмы Александра Пушкина "Медный всадник". Так это было или нет, но слова одессита проверить было невозможно.
Очевидно одно: Петр то наш первый был далеко не дурак, а вот первый секретарь, изображавший из себя Императора, явно годился в пациенты дурдома. Жаль, что он туда не попал: там ведь и Наполеоны встречаются и пролетарские вожди и инопланетяне. Ладно, городок Энергодар построили неплохой. Но вот с сооружениями самой АЭС вышел полный конфуз.
Одессит показал мне кернохранилище. Вот это породы под первым блоком. Это под вторым. Я посмотрел и увидел обломки ракушняка. Собственно это был даже не ракушняк, а разваливающаяся в пальцах биогенная масса - так называемый рыхляк, вдобавок обводненный. И что, на этом основании хотят построить здание реактора? Да ведь там давление на грунт энергоблока доходит до 10 кг на квадратный сантиметр! На этом рыхляке даже сарай нельзя строить. Того, кто это затеял надо срочно либо в психушку везти, либо в Магадан. Одессит грустно кивнул. Мы-то понимаем, но ведь приказали оттуда, и он ткнул пальцем в небо.
Далее он показал мне все проектные документы. Помимо полного геологического безобразия с породами, на которых хотели ставить фундамент, выяснилось, что блоки размещены в 2-х км от единственного водоема, водозабор которого обеспечивает пресной водой весь город. Любая нештатная ситуация на блоке, плевый выброс радионуклидов и все водоснабжение города накрывается медным тазом. Как говорится "Чернобыль в этом случае просто отдыхает".
Дорогой коллега! Сказал я одесситу. Тут все ясно. Хоть ваш покорный слуга и не великий специалист, но требования МАГАТЕ к выбору площадок выучил наизусть. Ситуация мне полностью понятна. Больше и смотреть ничего не буду - нечего здесь смотреть. Тут бы не геологу поработать, а прокурору. Еще лучше психиатру. Городок Энергодар у Вас получился прекрасный. Жилье Вам пригодится. Но об энергии мирного атома придется забыть. Слава Богу, реакторные здания еще не начали строить. Только котлованы успели отрыть под фундамент. Но это мелочь. У нас в Крыму оно уже полностью возведено. Только реактор осталось воткнуть. Надеюсь, теперь не воткнут - уже было решение МСССС. У Вас все должно пройти проще. Заключение я, конечно, напишу соответствующее. А ты, братан, не теряя времени, подыскивай себе другую работу. Особенно прискорбный факт - близость к водозабору. Знаешь во время войны город- герой Одесса доблестно сопротивлялась врагу до тех пор, пока немцы (а может и румыны) не перекрыли этот единственный источник водоснабжения города. И все! Через три дня город герой сдался. Без мирного атома одесситы проживут вполне. А вот без пресной воды - нет. Ну, максимум три дня. Проверено. Многократно.
Точно также, после многодневной осады, князю Владимиру сдался Херсонес Таврический. Самого Владимира после этого подвига (плюс свадьбы с Византийской принцессой - христианкой) возвели в ранг святых. А Русь приняла христианство. Вот не было бы предателя в Херсонесе, открывшему князю секрет водоснабжения, так бы остались все славяне язычниками. Князь преспокойно женился бы на славянской девушке. И может быть к лучшему. Дикари-язычники АЭС не строили и даже не собирались. Вот какие глобальные последствия может иметь разрушение водопровода.
После этого мы полдня посвятили достопримечательностям Одессы. Надо же было показать его детишкам. Красивый город. Прошлись по знаменитой Дерибасовской. Посмотрели на не менее знаменитую лестницу, фигурирующую в фильме "Броненосец Потемкин", памятник Дюку Ришелье, здание оперного театра. Я даже показал им одесский Пассаж, такой маленький и уютный. Очень похожий на Энский, сожженный во время войны. И мы даже успели сходить в кино. Хотя, что смотрели, сейчас и не вспомню. Вместо этого я мог бы сводить их в пивную "Гамбринус", столь красочно описанную моим любимым писателем Куприным. Но, помня про мартовское пиво, выпитое ими, решил воздержаться от спаивания молодежи.