authors

1427
 

events

194060
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Vladimir_Debogory » Университетское время и начало моего народничества - 2

Университетское время и начало моего народничества - 2

10.06.1867
Лука-Барская, Винницкая, Украина

 На вакации я уезжал в село Луку-Барскую к родителям, и там моя жизнь совершенно менялась. Я бродил по окрестным лесам с ружьем или же так просто шатался по нашей огромной усадьбе среди дерев и бурьянов. Часто отправлялся на косьбу или на другие полевые работы: мне нравилось смотреть на загорелые мускулистые руки косарей, шедших гуськом, наперекосок, по ровной поляне и со свистом укладывавших в ряды густую траву; и я сам присоединялся к ним и принимался косить, засучив рукава моей рубахи так, чтобы я мог видеть и сравнивать свои мускулы с ихними. Я мечтал о развитии физической силы.

 Вечера мы проводили обыкновенно за чтением. Инициатором этих домашних литературных вечеров явился Иван, живший в Луке после своего изгнания из гимназии.

 Мы усаживались в средней комнате за длинным дубовым столом, где пили чай, и после чая принимались за чтение, продолжавшееся часто за полночь. Читал всегда Иван. Постоянными слушателями были отец и я, но нередко принимали участие и другие члены семьи.

 Я уже упоминал о том, что еще в бытность в гимназии Иван купил сочинения Белинского и Добролюбова, и эти книги послужили основанием небольшой библиотечки, которую он потом мало-по-малу собрал; слабая в количественном отношении, так как на большую у него нехватило средств, в качественном отношении она представляла однако весьма недурной подбор. Он выписывал, если память не изменяет, месячный журнал "Дело", а кроме того, доставал еще один или два других журнала для прочтения из библиотеки полка, стоявшего в соседнем местечке.

 Все это вместе -- чтение книг известного направления, участие в полевых работах, а также мое собственное необеспеченное материальное положение -- склоняло меня к демократизму, который вначале носил однако мало сознательный характер; то был скорее какой-то демократический инстинкт, так как выражался он у меня не столько в моих воззрениях, как в чувствах и в моей внешности: я не любил хорошо одеваться; новая сколько-нибудь щегольская одежда стесняла меня -- мне казалось, что обращаю на себя внимание посторонних и что меня принимают за франта. Вместо крахмальных воротничков и галстуков я носил обыкновенно шитые малорусские сорочки или великорусские рубахи-косоворотки; с высокими смазными сапогами я не расставался ни в грязь, ни в сухое время.

 Правда, и таким внешним видом можно было "франтить" и обращать на себя внимание. Так, в 1867 году перед каникулами (уже будучи студентом) я приехал в Каменец-Подольск и с особенным удовольствием прогуливался в подобном костюме мимо окон директора гимназии Коленко, при чем на свои вполне здоровые глаза надевал синие очки, а во рту держал папиросу и неистово дымил. Мне было приятно, когда я замечал, что он смотрит на меня из окна; при встрече с ним я показывал вид, что его не узнаю. В гимназии нам было запрещено курить табак, ходить по улице с палкою, носить очки -- даже хотя бы глаза болели, носить высокие сапоги.

 Все это я теперь совершал и, само собою разумеется, злорадствовал. Один учитель-украинофил, к которому я тогда заходил в гости, смеясь, заметил как-то, глядя на мои длинные волосы, очки и толстую палку:

 -- Ну, видно, вы поглотили уже всю бездну премудрости нигилизма.

09.02.2023 в 22:39

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: