8
Основной продукцией цеха были в то время диодные матрицы. Это крохотные кусочки кремния с торчащими из них золотыми волосками выводов. Перед отправкой потребителю нежные изделия поштучно упаковывались в пластмассовые коробочки, похожие на миниатюрные гробики. Я с удивлением наблюдал, скольких усилий требовала отмывка этой упаковки. Сначала их долго перемешивали веселкой в баке с раствором мыльного порошка, потом многократно промывали чистой водой, потом заливали, для обезвоживания, чистым спиртом, после чего кучка тары в течение нескольких минут ещё обсыхала под вытяжкой, а слитый спирт шёл, понятное дело, в канализацию. А почему бы не применить обыкновенную бытовую стиральную машину с центрифугой? И постирать, и отжать – без всякого спирта…
Двое коллег, которым я всё это высказал во время перекура, враз почуяли, сколько можно в этом варианте сэкономить порошка, спирта и времени. Рационализаторское предложение, оформленное ими с завидной оперативностью, было, можете хихикать, по итогам года признано лучшим. А я, до соплей разобиженный таким бесцеремонным присвоением идеи (Пусть и дешёвенькая, но моя!), навсегда исключил упомянутых прытких коллег из круга общения, но сам впервые всерьёз задумался об этом дозволенном виде технической самодеятельности.
Конечно, экономически выгоднее всего заниматься грабежом, ибо всё награбленное – твоё, пока не попадёшься. Хорошо также искать клады. Если повезёт, государство милостиво отстегнёт тебе четверть от стоимости найденного, таким тогда был закон. Кладов, однако, скорее всего на всех не хватит. Зато уродливые конструкции, поспешно и неряшливо разработанные технологические процессы – всякие, короче, недоработки – встречаются на каждом шагу, и узкие места – тоже. Ну что путное может разработать та же Катенька, ушедшая в ОКБ исключительно покоя ради?
Изучил несложные правила игры. Оказалось, что за реализованное удачное решение, признанное рационализаторским, государство обязуется платить авторам вознаграждение: минимум 10 рублей, максимум аж пять тысяч. Сумеешь сэкономить для страны миллион – получай, бесстыжий хапуга, по максимуму свои полпроцента и ни в чём себе не отказывай! Заманчиво, хоть и смахивает на тот же грабёж, только со стороны государства. Как же прав был Андрей Платонов, устами своего чевенгурского Прокофия предсказавший: “При организации можно будет много лишнего у человека отнять”!
Да что толку возмущаться! Никаких других реальных и легальных возможностей дополнительного заработка у инженера всё равно нет. Надо крутить мозгами, самостоятельно ставить перед собой задачи, искать их решения, столбить и реализовывать идеи, какими общедоступными они бы ни казались. Тогда, может статься, вылезешь из нищеты, не ломая себя, не гоняясь за должностями и партбилетом. Заместитель начальника цеха Эрик Синяковский и непосредственный мой руководитель Вадим Орлов – вот уже больше тридцати лет я уважительно именую его Шефом – явились для меня наглядным примером, а Вадим ещё и многому научил.