СЛУЖЕНИЕ
“В чин священства, не по делом моим
но по единей Твоей благоизволил еси
призвати милости”
(Из молитвы святого Амвросия,
епископа Медиоланского)
Приезжаю в храм Всех cкорбящих Радости на Ордынке к Архиепископу Киприану, который должен меня рукополагать, представляюсь и беру у него благословение. В храме идет всенощная под день мученика Трифона. Владыка даёт мне часослов и говорит: “Иди читай шестопсалмие, последний раз читаешь”, особо выделив слова “последний раз”, имея в виду, что шестопсалмие читают чтецы, а меня на следующий день должны рукополагать во диакона, а через день, на Сретение, - во священники.
По рукоположении отправляюсь в храм Рождества Христова в Измайлове, где я теперь должен служить. Там тоже идёт всенощная. Я тем временем знакомлюсь с настоятелем отцом Виктором Жуковым и с батюшками. Перед утреней подходит ко мне настоятель, даёт часослов и говорит: “Идите читайте шестопсалмие”. Я стою, онемев, и думаю: “Владыка ведь сказал “последний раз”, а теперь меня здесь так унижают: я - священник, а они делают из меня простого чтеца.” Слава Богу, что хватило у меня ума не отказаться и пойти читать. Оказывается, у отца Виктора Жукова было принято, чтобы священники под воскресные дни и праздники по очереди читали шестопсалмие.
ххх
День мученика Трифона и Сретение слились в моей душе воедино как праздник моего рукоположения. Каждый год с тех пор я жду Сретения, как светлого большого события в моей жизни. На Сретение зима с летом встречается, а человек - с Богом . Сретение - моя личная Пасха, которую Сам Бог сотворил для меня: я нагнул голову, Господь накрыл меня и оставил в епитрахили… Аксиос, аксиос, аксиос… достоин. Смотрю: стою в облачении, а люди подходят и крест у меня в руках целуют, среди них и мама… А я как бы со стороны на себя смотрю… Так на Сретение встретил я Господа на всю жизнь и радостью этой встречи делюсь с тех пор со всеми.
ххх
Свою первую литургию я служил один, но рядом, правда, стоял батюшка, который мне подсказывал. Я должен был молитвы тайные вычитывать, возгласы произносить и помнить, что я теперь священник, а не алтарник. Боялся что-то сделать не так, даже сейчас не могу понять, как отслужил первую литургию. О внутренней молитве, наверное, и речи не могло быть, так все на меня нахлынуло.... Батюшка, стоящий рядом, говорил мне, когда руки воздевать, когда что произносить, а остальное всё Господь делал, Его благодать меня не оставляла.
Первую литургию я служил в храме Всех скорбящих Радости на Ордынке. При самом рукоположении и на первых службах я как бы со стороны на себя смотрел: стою в подризнике, в облачении, в епитрахили, всё это на мне, а вот сам ли я это, или кто другой... Я часто стоял на службе и думал: вот на мне епитрахиль, а неужели я с ней слит? Да не может этого быть, здесь что-то напутано, и опять смотрю на неёё, да нет, вот она на мне. Господи, за что, за какие такие труды Ты мне дал служение.... Со временем я слился с облачением и со службой. Чувствую в этом пристуствие Господа, Он посылает это слияние. Рвётся моя душа к службе, боюсь только своих немощей и грехов.... Вдруг они остановят, не дадут совершиться службе, страшно становится.... Как-то стало мне плохо в метро, когда я ехал к поздней литургии... Чудом добрался до дома, лег и только повторял “Господи помилуй, Господи помилуй....”, а где-то внутри звучало “а служба-то, служба-то как же”.... Казалось, что ещё секунда, и... я бы ушел. Да Господь спас, пришел я в себя, смотрю - на часах половина девятого. Хорошо, что я рано выхожу на службу и у меня всегда есть запас времени: вскочил и побежал - без двадцати десять уже был в алтаре. Слава Тебе Господи! Один раз всё же заболел и остался дома: лежу и думаю, что всё кончено, завершилось моё служение....Но Господь опять проявил милость. Но остался страх: вдруг не доеду, не отслужу литургию, - как боялся за самую первую, так и за самую последнюю боюсь.
Завтра мне служить, ехать в метро и думать о своей службе: как буду облачаться, молиться, частички вынимать, а всем от этого будет светлее и радостнее... Священство - самое великое дело на земле, так как Он Сам и Его благодать действуют через нас, принявших рукоположение. Поставлен у Престола, стой и молись, и не рассуждай, скорби о грехах, о своём недостоинстве, но молитвы не прерывай, Сам Господь с тобой и тебе помогает, без него ничего бы этого ты не понёс.
Первая и последняя литургия... Первая была, а когда будет последняя, не знаю... Один Господь весть...