ххх
Архангельское. Сижу на скамеечке у храма Архангела Михаила и беседую с отцом Петром, настоятелем. Он жалуется, что мало людей ходит в храм, под Сретение было всего человек двадцать... Я задумался и сказал:
- Знаете, батюшка, что я Вам предложу... Всем известно, что имение князя Юсупова посещал Пушкин, а он был человек верующий и не мог не зайти в ваш храм помолиться и поставить свечу. Повесьте у входа в церковь мраморную дощечку “В этом храме молился Александр Сергеевич Пушкин .
- Скажут, где доказательства? - озабоченно ответил отец Петр,
Правда, один из приездов Пушкина совпал с днем Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна, но никто не знает, заходил ли он в церковь.
- Пушкин оставил чудесные строки, посвященные Архангельскому, - сказал я, - он был во дворце и гулял по парку в день престольного праздника (“нашим престольным праздником// Храм наш двухпрестольный...”), когда народ шел в храм (люди-то были православными, не чета нынешним)... Не мог он не зайти и не поставить свечу, не помолиться за того же Ганнибала, своего прадеда, который участвовал в военных баталиях вместе с Петром I, тем более, что в этот день поминают воинов.
А жители поселка увидят мемориальную доску на храме, и им стыдно станет, что сам Пушкин здесь молился, а мы только и знаем, что телевизор смотрим - может, кого-то и подвигнет на молитву сам Александр Сергеевич!
В Архангельском есть памятник Пушкину. Раньше Александр Сергеевич здесь по аллеям с князем прогуливался, а теперь один стоит, задумчивый такой, куда-то вдаль смотрит...Подойдешь к нему поклонишься: здравствуйте, господин Пушкин....Смотришь, и он свой цилиндр приподнимает. Когда бы я ни приехал, всегда его встречаю. Нравится ему здесь, потому что в Москве народа много, а здесь тишина и покой: думать хорошо, мечтать и писать.
Ххх
Сидел я как-то на берегу речки в Архангельском и увидел похоронную процессию, в которой было что-то нестеровское, задушевно русское, не хватало только фигуры священника. Кругом нежные березки, течет река, облака плывут, над головами людей покачивается гроб, как будто все направляются в Царствие Божие...
Как же мы себя изломали, запершись в каменные мешки городских домов, где и усопшего нельзя вынести как полагается! Как мы изуродовали землю и самих себя... и продолжаем с ожесточением и злобой уродовать. Все меньше остается на земле таких прекрасных уголков, как Архангельское. Да и там сейчас слышен лязг и грохот, все что-то роют и роют...Ни коров, ни коз, даже кур не видно в близлежащих деревнях . Когда в Воронках я поднимаюсь от ручья к колодцу, то меня встречает красивая черная собака Ласка, которая обнюхивает сумку, надеясь на косточки, что я иногда привожу ей. Славная собаченция, так и ластится.. А у магазина ждет меня другая и тоже хвостом виляет.. Когда мы в этой деревне жили, то у местных пастухов были собаки, помогали сторожить стадо... Теперь стада нет... А бывало идут коровы по деревне домой, с полными боками, каждая заходит в свои ворота, где отдает хозяйке теплое парное молоко, которое целый день нагуливалось на заливных лугах. Где теперь они, эти Зорьки, Зойки...Они ведь были членами семьи, а теперь члены семьи - машины, а молоко люди пьют порошковое... Машину не подоишь....
Избы ломают и строят каменные особняки, а деревня должна быть деревянной.... Пора, наверное, уже переименовывать деревню Воронки в "Воронки Каменные"...Скоро у домов ни черемух не будет, ни садиков, ни грядочек....Дом, гараж и асфальтированная площадка...а вместо собак будут другие "стражи" в форме, с автоматами.... Ни калиток не будет, ни колодцев, ни завалинок... ничего, одни камни...."Камень на камень, кирпич на кирпич"...Кто-то это предвидел, но неужели всё так и сбудется...Хоть бы кто-нибудь рубленую избу в Воронках построил, начало деревне положил и собаку бы завел, которой можно было бы ласково сказать: "Ну не лай ты, не лай, не лай, хочешь пёс я тебя поцелую, за пробуженный в сердце май".
ххх
Я готов рассказать тебе поле
Про волнистую рожь при луне.
Архангельское, деревня Михалково, около двенадцати часов ночи. Мы с матушкой с автобусной остановки идем ржаным полем к деревне: темно, луна, легкий ветерок колышет рожь, идти километра два. Тогда эти строчки Есенина мне не вспомнились, вспомнились сейчас. Тогда было другое: ночь, звезды, луна, колоски ржи, и чувство, что рядом Господь, потому что просто не может быть, чтобы Его в этой красоте не было. “Красота спасёт мир” - Божья красота, и Сам Господь - Красота, создавшая эту красоту. Идти ночным полем и внимать Ему, прислушиваться, что Он тебе скажет, что откроет в легком дуновении ветерка, что Он вложит в твое сердце, в душу, и откликнуться: Господи, да я всё приму, что пошлёшь, и скорбь, и радость, только будь со мной, не оставляй меня... Шли мы и ощущали Его присутствие, что Он рядом и не боялись. Часто возвращались из Москвы затемно, шли через овраг, полем гречихи, мимо уснувших дач, и всегда Он был с нами.
Милое Михалково, милое Архангельское, сколько с вами связано - и молодость, и старость. Да, постарели мы. Интересно, а там, в вечной жизни, стареют? Наверное, нет. Там, как дети, ибо “их есть Царство Небесное”, а значит, все там дети. А среди детишек - Христос. Вернуть бы детство, и таким остаться, маленьким мальчиком, до седых волос. Но ведь и оставшуюся жизнь можно прожить ребенком, стоит только захотеть. Побольше решимости, о которой говорил преподобный Серафим, а Господь всегда будет помощником.
ххх
Наступила зима, и мои поездки в Архангельское прекратились. Но закрою глаза, и вижу храм Архангела Михаила, заснеженные ели и сосны, внизу Москва-река, покрытая льдом и снегом, главы храма, лавочка у сторожки, необозримая даль за рекой... Всё московское позабыто, куда-то отодвинулось и только здесь, в Архангельском, протекает реальная жизнь.... Хочется долго-долго стоять среди волшебного спящего леса, остаться навсегда в этом райском уголке. Выгнал нас Господь из рая, но этой Архангельской красотой напоминает о том, что мы были когда-то в раю и чего лишились.... Пройдут года, столетия, зима будет сменяться летом, а мы останемся слитыми с этим лесом, со звездным небом, с луной, льющей дивный свет.... Кто мы, что мы в этом мире... Божьи человечки, выпущенные Им, как птицы в этот дивный мир, хранимые Им и до боли любимые.... Он здесь, с нами, в этом лесу, здесь всюду Его дыхание, здесь Вечность.... Господи, будь всегда с нами, нам так хорошо с Тобой.....Вот и побывал я в Архангельском.... За окном мороз, а у меня на сердце тепло.... Господь посетил!