ххх
Урок музыки в Семинарии.
До - ре - ми - фа - соль - ля - соль - фа - ми - ре - до… Кто - тя - мо - жет - у - бе - жа - ти, - сме - ртный - час… Урок церковного пения… Попробуйте спеть это простое “упражнение” и сразу почувствуете, что всех нас ждет вечность. А теперь задайте вопрос: что меня ждёт в вечности? И Кто? Спойте ещё раз, и ещё много-много раз… Может, что-то и откроется… Напевайте на работе и на улице, - и никого вы в этот день не обидите, не обругаете, не ударите, не позавидуете, не обманете, а со всеми-то будете добрыми и вежливыми, хотите вы того или нет. Господь будет в вашем сердце, и оно - сердце - будет чисто. А если дома есть музыкальный инструмент, то можно спеть под музыку… вместо телевизора и тяжелого рока: Кто - тя - мо - жет - у - бе - жа - ти - сме- ртный - час…
КТО - НИКТО… сколько не бежишь - не убежишь, будь ты олимпийским чемпионом, бегуном на самые длинные дистанции, всё равно, смертный час - самый скорый и тебя догонит… Ложитесь спать и пропойте опять. Кто - тя - мо - жет… Можно и во сне петь… Во сне ещё лучше будет получаться. Если вся Москва будет их петь, а потом и вся Россия, то и кризис как рукой снимет, и голодных не будет, и зарплату всем выдадут, и все довольны будут, и будут жить-поживать да добра наживать…
ххх
1959 год.
Я, воспитанник Духовной Семинарии, беседую с отцом знаменитого танцмейстера Игоря Моисеева. Отец его - глубоко религиозный человек, учился в московском лицее вместе с будущим Патриархом Алексеем I (Симанским). Сейчас в этом здании у Крымского моста располагается Московский институт международных отношений, где после войны моя мама работала уборщицей, а я восьмилетним мальчишкой бегал по этажам и обедал в столовой. Я подарил отцу Игоря Моисеева на прощание молитвослов, только что в 1956 году изданный. Это, кажется, было первое разрешенное издание молитвослова. Мне, в свою очередь, этот молитвослов подарил Патриарх Алексий I.
Самое чудесное для меня в Семинарии - вечерняя молитва. Второй этаж, храм Покрова Божией Матери: полумрак, горят лампадки, стоят преподаватели, студенты, воспитанники , многие в священном сане... Каждый занимает своё место, к которому привык... Нет, не передать никакими словами, как тогда было хорошо, как покойно на душе, как тогда молилось, как не хотелось возвращаться в суету спальней и коридоров, хотя по спальням все расходились чинно и тихо.
Прошло сорок с лишним лет, а всё это так перед глазами и стоит: вверху над алтарем изображение Богоматери и Её Покров, простертый над всеми нами. И это на всю жизнь. Не знаю, почему меня так трогала тогда эта вечерняя молитва и в конце её - это благоговейное прикладывание к иконам. Видно, дух преподобного Сергия витал между нами, его учениками, а он сам, наш игумен и пастырь, во время молитвы был с нами. Поэтому было так хорошо и покойно. А утром мы все шли к нему за благословением на наступающий день.