В тот памятный день ко мне поступила посылка от Сохнута, благодаря усилиям Тедди Кауфмана, председателя ИГУД Иоцей Син в Израиле. Посылки Сохнута вообще всегда оказывались поистине даром Господа. Они облегчали мою материальную жизнь. Ежегодно, на праздники, я получал две-три подарочные посылки, а на этот раз я был особенно благодарен Тедди Кауфману, так как продав ее содержимое, мог оплатить стоимость железнодорожного билета. Позднее, уже будучи в Израиле, я выражал г-ну Кауфману свою благодарность лично и рассказал, насколько важны были такие подарки для меня.
С момента получения визы, КГБ установила за мной постоянную слежку. Люди из этой организации шли по следу, фотографировали, когда я останавливался, приветствуя знакомых. Они находились постоянно рядом, но я уже был опытным докой в игре, и как только замечал слежку, начинал надлежащим образом себя вести.
На следующий день после оформления выездной визы, я получил еще одну повестку из ОВИРа. В открытке, подписанной Королевой, сообщалось, что необходимо срочно исправить некую ошибку, допущенную в документах. Пришлось опять посетить ОВИР во второй половине дня. Там извлекли документ, выданный вчера, и попросили подождать в зале для посетителей. Через пару часов меня пригласили в комнату, где работал полковник. Я вошел в помещение, опасаясь, что власти могли изменить свое решение, поэтому не представил, что следует предпринять, если виза будет изъята. Но полковник, сказав, что в документе допущена ошибка, которую сейчас исправили, извинился и вернул взятые документы. Я с радостью принял его извинения.
Затем сразу же направился в Бюро путешествий, расположенное в гостинице Метрополь, чтобы приобрести билет на железнодорожный экспресс в Вену. Девушка в кассе, вероятно, была еврейкой. Я улыбнулся, посмотрел на нее и сказал, что уезжаю в Израиль.
- Ваш паспорт, пожалуйста, - вежливо попросила она.
Я отдал ей свой вид на жительство. Девушка вышла. Прошло уже двадцать минут, а она все еще отсутствовала. Я стал опять нервничать, не зная, что может означать ее столь длительное отсутствие. Вероятно, моя виза могла быть опять задержана КГБ? Или милиция изъяла паспорт? Такие случаи в прошлом часто имели место. Тогда выезд из страны запрещался в последнюю минуту или просто вас снимали с поезда. Но вопреки моим волнениям, девушка все-таки пришла и, улыбаясь, спросила о предполагаемой дате отъезда. Я ответил, что собираюсь выехать 27-го февраля, и оплатил стоимость билета. Мне вручили заветный железнодорожный билет на экспресс «Москва — Вена».
- Сейчас вам надо идти в центральный банк и обменять рубли на иностранную валюту, - сказала она. Банк находится в двух кварталах на улице, где Большой театр.
Поблагодарив ее за информацию, я покинул бюро. Но девушка, что-то вспомнив, побежала за мной.
- Вернитесь, пожалуйста, - сказала она. - Я опять последовал в ее офис.
- Совершенно забыла вас спросить, будет ли у вас багаж, который вы бы желали отправить?
- Да, конечно.
- Тогда перед отъездом вам следует сдать его в багажное отделение при станции. Его упакуют в специальный ящик.
- На какой станции находиться багажное отделение?
- На Ленинградском вокзале. Багаж должен пройти предварительный таможенный контроль.
- И что дальше?
- После просмотра ящик будет забит гвоздями. Тогда он будет готов к отправке в Вену через Брест.
Поблагодарив девушку еще раз за нужную информацию, я покинул бюро путешествий.
В банке я обменял рубли на 300 американских долларов. Такова была официально разрешаемая сумма на вывоз из России.