authors

1503
 

events

207860
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » rizanka » Вид с балкона на депутатский корпус

Вид с балкона на депутатский корпус

28.01.2022
Москва, Московская, Россия

 Вид с балкона на депутатский корпус 

 Мы ни на минуту не забывали друг о друге — те, что в партере, обладатели мягких кресел, электронных карточек для голосования и депутатской неприкосновенности — и галерка. Балкон в зале заседаний Государственной Думы РФ, где, отпихивая друг друга штативами и ссорясь за лучшие места теснились аккредитованные съёмочные группы телеканалов. В пылу дискуссий спикер обычно пытается утихомирить свой взбунтовавшийся экипаж последним действенным аргументом:
– Господа, да успокойтесь вы, не доставляйте радость балкону! Они же всё это снимают! И покажут по всем телеканалам нашим избирателям!
 Мы, журналисты, действительно вели себя как охотники. Изо дня в день часами наблюдали за депутатами, изучали поведение, повадки, темперамент, – и не упускали случая поделиться своими открытиями с обществом. Большинство депутатов испуганно шарахалось от незапланированных встреч с журналистским племенем. По требованию части парламентариев прессу даже перестали пускать в фойе зала заседаний. Но нас остановить было не так-то просто. Тем более, что среди депутатов находились несколько политиков, которые охотно делились свежими новостями и своими комментариями. На языке телевидения они называются ньюсмейкерами — тот, кто сообщает новость. Этот общепринятый на западе термин перекочевал к нам вместе с гласностью, когда наших журналистов начали переобучать коллеги из мировых агентств новостей. Среди самых популярных ньюсмейкеров был «Молодой Рыжков».как его звала вся Дума, включая официальных лиц, чтобы отличать от «старого Рыжкова», бывшего председателя Совета министров СССР, депутата от коммунистов. В конце двадцатого века «молодой Рыжков» — это всеобщий любимец армии журналистов. Ему чуть за тридцать. Простодушное мальчишечье лицо, весёлый нрав, приветливое обращение со всеми. Рассудительность, твёрдость в отстаивании партийной позиции. Заместитель Виктора Черномырдина в партии власти «Наш Дом– Россия». Заместитель председателя Думы, руководитель фракции. Не могла представить себе, что после следующих выборов, когда партия НДР уже канула в вечность вместе со своими лидерами и функционерами, и «молодой Рыжков» прошёл в состав Думы как независимый кандидат, он так разительно изменится. Пока он был на гребне волны, я записывала с ним комментарии в его кабинете на втором этаже десятки раз. И вот теперь забралась куда-то на верхотуру, где в конце коридора располагалась довольно тесная комната независимого депутата. Моя съёмочная группа начала разматывать наши бесконечные провода и устанавливать аппаратуру. Я присела к столу, чтобы обсудить с Владимиром Александровичем тему. И не узнала этого человека. Недружелюбный взгляд, слова цедит сквозь зубы, скепсис в каждой фразе. Полная перемена мировоззрения. Пока был у власти, казался рубахой–парнем с оптимистичным взглядом на мир. Как только отстранили — стал угрожающе скалить зубы и критиковать всю ту систему, которая как раз и создавалась при его деятельном участии. Вся его дальнейшая политическая карьера на виду, и все мы знаем, как стремительно он перекочевал от устойчивых центристских властных позиций на крайний правый фланг. 
 Другим популярным ньюсмейкером был Алексей Митрофанов. Заместитель Игоря Лебедева, председателя фракции ЛДПР, наследника либерально–демократического трона. Сын Жириновского и «внук юриста», как журналисты называли его между собой, 27-летний Лебедев обычно хранил молчание. Зато охотно говорил депутат Митрофанов, который держал себя с журналистским корпусом как «свой парень». Выпускник экономического факультета МГИМО, он одно время подвизался на поприще журналистики. Его жена, парламентский корреспондент РТР Марина Лиллевяли отсиживала с нами все положенные часы на балконе. При первом же контакте с ней я убедилась, что эта похожая на подростка с городской окраины женщина обладает характером, подходящим к её внешности. Резкая, невежливая, недоверчивая, с каким-то странным сленгом, она не вызывала у большинства из нас симпатии. Но с ней налаживали хорошие отношения из профессиональной солидарности. Как–никак, она была единственным среди нас Героем России. Точно не знаю, но кажется, она получила эту награду за съёмки в Белом доме в октябре 1993 года. Каким образом она вообще попала в журналистику, не знаю — о ней крайне мало информации в СМИ, к личным беседам она не располагала. Знаю только одно — речь этой журналистки была настолько не литературна, что, видимо, во время подготовки её сюжетов с ней серьезно работали редакторы. Митрофанов и его жена представляли из себя странную пару. Он — из влиятельной московской семьи, дед похоронен в Кремлевской стене, по взглядам– последовательный прозападник и либерал. Она — неизвестных корней, фамилия Лиллевяли досталась от первого мужа. Явно симпатизировала коммунистам. Что не мешало ей рассказывать о своих роскошных квартирах, машинах и автомобильных путешествиях по Европе. В начале нашего знакомства я пыталась выудить из неё хоть что-нибудь путёвое, чтобы понять, что она за человек, но мне это не удалось. Поэтому в дальнейшем старалась держаться от неё подальше. Митрофанов, наоборот, легко шёл на контакт и информировал нас о внутривидовой думской борьбе, разъясняя все тонкости интриг.
 От того времени в моём блокноте остались зарисовки из жизни парламентского корреспондента, которые мне недосуг превратить в повесть. 
В перерывах между пленарными заседаниями, пресс–конференциями и парламентскими слушаниями, парламентские корреспонденты общались со своими постоянными информаторами. Я получала разъяснения от профессионалов топливно-энергетического комплекса, знавших ситуацию гораздо лучше, чем политики, для которых во главе угла всегда были их партийные интересы.
 В день, когда утверждали Кириенко, мне буквально на пальцах все объяснили аналитики из Газпрома.
 Думские левые были настроены непримиримо. В первую очередь потому, что Кириенко был ставленником Бориса Немцова, который в свое время уговорил Черномырдина взять своего давнего партнера в правительственную команду. Черномырдин после недолгого сопротивления сдался. Молодой нижегородский бизнесмен переехал в Москву в апреле 1997 года, получив назначение на должность заместителя министра топливной энергетики. Дальше события развивались молниеносно. Ельцин вспоминает в своих записках, что при первой встрече Кириенко произвел на него впечатление своим стилем мышления – ровным, жёстким, абсолютно последовательным. Кириенко быстро пересадили из кресла заместителя в министерское, а спустя одиннадцать месяцев после своего появления в Москве этот не имевший раньше никакого государственного опыта человек был представлен депутатам как новый председатель кабинета министров Лидер поколения политических прагматиков, объединённых в союзе правых либеральных сил. На слуху были высказывания правых политиков о надеждах на светлое будущее, когда вымрет то поколение советских людей, которое было воспитано на идеях социальной справедливости. Их идолом был рынок, а рынок, сами понимаете, не добрый дядя, заботящийся о слабых и беспомощных. Тем более в той кризисной ситуации, когда на пороге финансового обвала президент решил поменять прежний кабинет министров.
 На что он надеялся? Что новая молодая команда совершит чудо и предотвратит финансовую катастрофу, на пороге которой находилась в тот момент экономика России?
 Впоследствии Кириенко вспоминал, что он и сам был не полностью в курсе плачевного состояния дел, которые передал ему предыдущий премьер.
Он понимал, что дело плохо, но не знал, до какой степени. Еще не рухнула финансовая пирамида государственных краткосрочных облигаций, но и без того положение в экономике приблизилось к критическому.
 Операторы были наготове, когда спикер объявил, что предоставляет слово Сергею Владиленовичу Кириенко для программной речи. Прочно приклеившееся позднее прозвище «киндер–сюрприз», абсолютно точно отражало первое впечатление, которое произвел новый премьер. Мальчишеская внешность, звонкий голос пионервожатого, юношеский максимализм в высказываниях. Кто-то из журналистов произнёс: – Вылитый Васёк Трубачёв. Контраст с политическим тяжеловесом Черномырдиным был так велик, что в зале раздавались смешки. Казалось диким, что этот несолидный, никому не известный деятель может взвалить на себя такую махину. Управлять всей жизнью огромной России – да что он о себе вообразил. этот мальчик–с–пальчик?
 Дальнейшую историю деятельности кабинета Кириенко все помнят, и нет смысла её повторять. Сегодня он в первой десятке самых влиятельных персон России. Мы, журналисты, не разглядели в нём крупную фигуру в момент восхождения на политический Олимп.
 И точно так же спустя каких-нибудь две недели вся наша пишущая и снимающая сюжеты братия ошиблась еще раз – и еще более по–крупному.

29.04.2022 в 15:08

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: