После обеда нас доставили в студию голливудской звезды – актёра, танцора и певца Джона Траволты. Офис знаменитости состоит из нескольких комнат, в которых трудятся члены большой итальянской семьи – брат, невестки, сёстры, снохи. Рулит компанией во время отсутствия Траволты его старший брат Сэм. Что-то неуловимое в его лице напоминает знаменитого актёра. Сэм проводит для нас экскурсию. Начинаем её с кабинета. На письменном столе Траволты стоит маленький макет самолета. Сэм говорит, что его брат просто помешан на пилотировании. Налетал несколько тысяч часов. У него в собственности три самолёта, названных именами детей Траволты– Джетт, Элла Блю и Бенджамен. На стене висит постер с дарственной надписью «Дорогому Джону от Слая». Актёры очень дружны, и даже пытались снять совместный фильм, но провалились. На огромном мониторе выставлен стоп–кадр — крупный план из какого-то фильма с участием Траволты. Сэм поясняет, что его брат достиг настоящего жизненного успеха вследствие того, что в 1975 году на съёмках фильма ему подарили книгу Хабба. В двадцать один год Джон вступил в организацию адептов единой веры и следует её правилам. И он не единственная голливудская звезда в этой организации.
Женщины семьи Траволта накрывают стол для «кофе–паузы» за большим столом в переговорной. Чай и кофе в пакетиках, сахар и сахарозаменитель, печенье и плюшки с повидлом. Мы говорим на общие темы. Нам не особо интересен Траволта. Был бы он здесь, возможно, мы бы расспросили его подробнее о роли Хабба в карьере киноактера. На прощанье Сэм дарит каждому из нас пачку фотографий Джона с автографом. Вернувшись в Россию, я охотно раздариваю их всем желающим.
Следующая кофе–пауза – в офисе Пегги и Клауса, видных менеджеров организации Хабба. Хозяева просвещали нас относительно своей деятельности. Она была основана на воплощение в жизнь основных достижений, разработанных Хаббом: науки о человеческом разуме и практической духовной философии.
Весной 1950 года была опубликована книга Хабба "Современная наука душевного здоровья". Уже к концу лета новинки возглавила список бестселлеров "Нью–Йорк Таймс". Критики писали: «Это новая наука, решающая проблемы человеческого разума с точностью физики. Судя по всем признакам, она совершит революцию, подобную той, которую принесло первое открытие и использование огня пещерным человеком."
Последующие годы Хабб посвятил интенсивным исследованиям, описанию и преподаванию своих открытий. В промежутке между 1951 и 1954 годами он написал множество книг и прочитал более 1100 записанных на пленку лекций, конспекты которых сейчас опубликованы под названием "Серия исследований и открытий". Организация активно участвует в излечении людей от порочных наклонностей. Наркоманы и алкоголики привлекаются к активному труду на благо общества, с ними работают психологи, для них создаются лагеря по типу пионерских, где несчастных неусыпно возвращают к ценностям жизни.
Есть у Хабба и свои доморощенные американские «тимуровцы». Это молодые люди со всего мира, задача которых – на общественных началах помогать тем, кто нуждается в помощи. Например, бесплатно делать ремонт в квартирах пожилых людей, стричь их газоны и убирать уличную территорию, а также дежурить волонтёрами в больницах. Волонтёр ( доброволец по– нашему) – это официальная категория помощников медицинскому персоналу в больницах. Их не допускают ни к какой деятельности, кроме психологической поддержки больных. Волонтёр навещает подопечных, играет с ними в шахматы, читает книги, беседует о смысле жизни, звонит по их просьбе родным –и все такое прочее. У волонтёров в больнице есть своя комната, где можно переодеться, отдохнуть, посмотреть телевизор, попить чай. «Тимуровцы» из организации Хабба устраивают концерты для больных и старых людей, в точности так же, как советские дети в войну выступали перед ранеными в госпиталях.
В основе системы психологической помощи населению, разработанной Хаббом, лежит основная мысль: не дай никому, даже самому близкому человеку, поработить свою личность. Очень часто близкие, не понимая и не желая этого, наносят очень большой урон, когда критикуют человека, развивающего свои способности.
По учению Хабба, все люди –братья. Поэтому нужно оставить религиозные разногласия, и всем вместе молиться единому Богу. Его имя значения не имеет, поэтому в церкви нет изображений создателя.
В общем, это или примерно это нам объяснили в организации Хабба. А к шести часам вечера нас повезли в «Юниверсал-студиос» на торжественное мероприятие, посвященное очередной годовщине со дня смерти Хабба. Там в зале, напоминающем античный театр, собрались восемь тысяч делегатов от организации, имеющей отделения в разных странах. Все они были одеты в униформу «белый верх–чёрный низ», и, как один, жизнерадостно улыбались. Познакомили нас и с человеком в адмиральской форме, который был главным среди «тимуровцев». Нас, как почётных гостей, посадили в первый ряд, и врубили фильм о достижениях организации. И тут дала знать о себе разница во времени. Сон затягивал в воронку, я мужественно боролась, открывала глаза, и видела, что мои спутники точно в таком же положении, как и я. Мы засыпали и периодически просыпались от слитных криков сторонников Хабба. Видимо, у них бытовало такое же приветствие, как у юных пионеров Советского Союза «Будь готов – всегда готов!» Но когда вслед за этим они трижды выкрикивали имя Хабба, нам сквозь сон чудилось, что кричат «Хайль!»
Не помню, долго ли продолжался тот вечер, и как мы добрались, наконец, до отеля. Я рухнула в постель и …сон ушел. Так с чем же мы в итоге сегодня познакомились? Что это было за явление? И причем тут наш будущий премьер?
Пегги и Клаус говорили, что старина Хабб в свое время понял, что существующие технологии управления совершенно не справлялись с поставленными задачами. Тогда он разработал и ввел в действие простую и эффективную технологию, впервые появившуюся в его книгах "Как выжить, будучи руководителем" и "Проблемы работы". После многих лет применения в Голливуде эта технология управления была отшлифована и представлена публике в качестве девятитомного справочного пособия для Курса Руководителя организации. В начале девяностых на волне становления рыночной экономики школы Хабба стали открываться в России. В одной из них и проходил обучение молодой российский ученый, который решил стать администратором высшего звена и прославился впоследствии как «киндер–сюрприз».
Ну, и чему его там научили?
Поверхностно ознакомившись с принципами управления Хабба, резюмирую: он взял на вооружение социалистическую утопию и многое из советской практики. Хабб пытался отучить американцев от индивидуалистической идеологии и приучить к коллективным ценностям. Вот что из себя представляет учение Хабба, если очистить его от всяких психологических трюков, которые он разработал, чтобы привлекать к себе клиентов.
В работе главный принцип – соревнование. Раз в неделю, по четвергам во всех принадлежащих организации компаниях подводятся итоги индивидуальной деятельности каждого сотрудники, и вычисляется эффективность работы каждого подразделения. Победители еженедельно отмечаются бонусами. Самое смешное, что подразделения награждаются переходящими вымпелами, очень напоминающими наши советские, которые висели в красных уголках. Есть в системе Хабба и лучшие по профессии… Ох, как знакомо!
Космонавт моя ворчит, укладываясь спать: тоже мне, открыли они Америку!