Полтава
12 декабря. В Полтаву я приехал утром. Последнего адреса брата Виктора не знал. Помнил только, что он учительствовал в каком-то техническом училище. Прежде всего спросил на вокзале есть ли в Полтаве такое училище. Ответил, что нет; есть лишь ремесленное училище. Сказал извозчику, чтобы он остановился, как только встретится какой-нибудь ученик в форме ремесленного училища.
Поднявшись на гору в самом городе, случайно обратил внимание на дом, весь закрытый вывесками, с фамилией на главной из них -- В.И. Коноров.
Позвонил. Открыл дверь какой-то молодой человек. В переднюю вышел брат в черном сюртуке с деловым видом и с пером в руке.
-- Алеша! Зачем ты здесь? -- были его первые слова.
Расцеловались и начали обмениваться обычными фразами: "Куда едешь?", "Когда приехал?", "А как ты поживаешь?" и т.д.
Парадные две комнаты брат занял под техническо-строительную контору и склад разных предметов: лампы для электрического освещения, проволок, колпачков и т.д. Все это, хотя и лежало в порядке, но и имело неряшливый вид. Остальные три комнаты были плохо обставлены, как бы представляя склад мебели и разного хлама.
Оказалось, что Витя оставил преподавательскую деятельность и открыл названную контору в апреле текущего года. Сначала дела шли туго. Сваливали вину на прежнего помощника, который надувал и хозяина и публику и был со всеми дерзок. Витя все не решался его удалить, так как он был многосемейный, но в конце концов не вытерпел и удалил его. Теперешний помощник, отворявший мне дверь, дельный и живой, из Полтавского ремесленного училища, которого не окончил. Теперь он практикуется в конторе с тем, чтобы через год уехать в Петербург и там держать экзамен в высшее техническое училище. Занимается за стол, квартиру и 15 р. вознаграждения в месяц. При нем дела Вити начали поправляться. Из беседы с ним и из разговоров в брата с женою я уяснил, что дело начато почти на авось, без знаний жизни и ее требований. Кредиторы, заказы которые уже исполнены, не спешат платить денег.
Другие, обнадежив заказами, потом почему-то не дают их.
Зная прежние странности брата и его вообще неприспособленность к жизни, сомневаюсь, чтобы его дело развилось. Очень трудно возвратить затраченный капитал в 10 000 рублей! Деньги эти позаимствованы из приданого жены в 3 000 рублей деньгами. На проценты от оставшегося капитала им приходится теперь существовать.
Познакомился с женою Вити, Апп олинарией ~~Андреевной ~~Васильевной. Симпатичная, ~~особа, ~~с черными глазами, но истощенная, повидимому, жизнью и неудачами. Впалая грудь.
У брата два мальчика приблизительно трех и шести лет: Витя и Костя.
Витя, старший, мне очень понравился: скромный, веселый и спокойный, черненький такой, -- казацкий тип (мать казачка), младший -- болезненный и капризный. Пьет очень много чаю. Утром выпьет, например, стакан чаю, походит, походит и говорит матери:
-- Хочу чаю.
-- Да, ведь ты уже пил.
-- Нет.
Забыл, значит, что пил, и ему еще дают чаю.
Одинаковые имена отца и сына порождают курьезы. Если Аппол. зовет отца, то отзывается сын, а если сын, то отзывается отец. Часто же и отец и сын на отзываются: уж очень им наскучила путаница!
Брат очень мало говорил со мною, он почти все время строчил письма надувателям или вел бесконечные разговоры о своих делах с помощником или жены.
Я вынес впечатление, что жена, ведущая бухгалтерское дело, больше смыслить в коммерческом деле, чем муж.
Я рассчитывал, что брат бросит свои дела хотя на несколько часов и займется мною, но ошибся. Думал уже ехать с ночным поездом, -- отговорили, и я остался ночевать в надежде, что завтра посмотрю Полтаву.
На другой день -- все те же дела. Утром Витя захватил меня на извозчике и таскал по городу, ищу какого-то учителя. Побывали там в трех местах. Мне наскучило это, и я отделился. Прошел немного по главной улице и боковым.
За ночь выпал первый снег и город производил симпатичное впечатление, -- только уж очень патриархален! Окраины представляют дачный вид; говорят, что летом здесь масса зелени.
Выехал я из Полтавы с ночным поездом, не удовлетворенный приемом брата. Он провожал меня со своим помощником до Харькова, где им нужно было закупить электрические лампочки для елки, заказанной военным собранием в Полтаве.
Узнал, что в Полтаве квартирует Севский полк, который когда-то стоял в Обояни, и в котором служил Г.Г. Эккерт.