Возвратился из поездки в первый дивизион, где новый командир дивизиона Рудников — бывший командир батареи у Герченова. Сейчас он проходит период становления как командир отдельного подразделения, поэтому было смешно смотреть на его командование. Везде он хочет поспеть сам, вникает в каждую мелочь, ведет себя неестественно, важно. При всех прочих условиях, это будет суровый командир, которому не посмотришь прямо в глаза — взгляд у него тяжелый. Сейчас он во многом похож на Мамедова первых дней его пребывания на Кубе, когда тот тоже вникал в каждую мелочь, суетился, орал. Мамедов и сейчас мне не нравится как командир. Он не считает своим долгом снисходить до естественного человеческого разговора с подчиненным. Окрики, ругань, повышенный тон — его обычный метод командования. Взгляд его тоже тяжел. О нем сложили здесь такое четверостишие:
А Мамед-заде угрюмый
Песнь лихую не поёт,
Разгоняет диким рыком
Православный весь народ.
Сейчас у нас провожают 11 человек четвертого года службы, остальные смотрят на них с завистью, отъезжающие же чувствуют себя именинниками. Если такими темпами нас будут отсюда вывозить, то это продлится долго.
Петя на воскресенье уехал в четвертый дивизион. Там появилось какое-то групповое заболевание. Послал его туда Даниленко, иначе Петя послал бы меня. Как не хотелось ему ехать! Как всегда, он взял с собой своего «адъютанта» Ликаренко, велел ему брать «дробовик». Мы малость посмеялись над его приготовлениями.
У нас находится шифровальщик дивизии Микрюков, приехавший подменить заболевшего секретчика Язепова. Он рассказал нам, что наш камышинский дом в январе заселили, его жена получила там квартиру. Вчера я, Микрюков и Язепов малость дерябнули «ликера», приготовленного по рецепту Язепова: алколин, сироп и вода. Напиток не из приятных.
Центральная дорога Кубы, протянувшаяся вдоль всего острова и связывающая все ее провинциальные города, местами латана-перелатана, но еще надежно служит стране. Сделана она на совесть. Дорога эта рассчитана на длительную эксплуатацию, она — живительная артерия страны. Не плохи и ее ответвления, связывающие все более-менее крупные города. Их улучшенные проселочные дороги лучше наших большаков. В сельской же глубинке часто такое же бездорожье, как и у нас.
По дорогам Кубы снует много автомашин, до революции их было больше. Здесь в основном развит автотранспорт, оттеснивший железнодорожный транспорт. Среди грузовых машин очень много больших быстроходных машин-фургонов, перевозящих в основном все грузы. Грузовые машины эксплуатируют здесь, как ломовых лошадей. Кузова у них обычно упрощены, напоминают наши мажары. Много здесь и легковых машин, некоторые из них чудесные. Хороши машины у больших чинов и полиции — это американские машины, которые кубинцы при американском эмбарго умудряются закупать у третьих стран (Канада).
С техникой кубинцы обращаются по нашим понятиям дико. Дело в том, что у них шофера только водят машины и водят, прямо скажем, лихо, разбираются же в машинах и ухаживают за ними они плохо. Часто из-за небольшой неисправности машина останавливается и водитель ничего сделать не может, вызывает механика. Машины они гоняют до полного износа, осмотров и текущих ремонтов не делают. Выкрашены они в основном в красный цвет. Наши машины, которых сейчас здесь очень много, они также стараются окрасить поярче. Здесь они быстро изнашиваются, так как не приспособлены для быстрого хода, варварского обращения и здешнего климата.
У кубинцев на американский лад сделано обслуживание транспорта. Вдоль дорог имеется масса бензозаправочных колонок, где заправляют бензином, маслом, водой, осматривают машину. Бензозаправочные аппараты тут же показывают количество бензина и цену за него. Помимо этого, вдоль дорог разбросано много автомастерских, где производят осмотр, ремонт и покраску машин. На обочинах дорог часто видишь кладбища машин.
Железные дороги Кубы находятся в плачевном состоянии. Сеть их довольно густа — это в основном приспособленные для вывоза сахарного тростника и сахара узкоколейки, заросшие густой травой. Здесь сплошное запустение. Когда наши ехали из Нуэвитаса по железной дороге, то последний вагон сошел с рельсов и скакал по шпалам, что вовремя обнаружили. Железнодорожная катастрофа была предотвращена. Бывают случаи, когда поезда настигают друг друга в пути.
Однажды в Камагуэе мы выскочили на санитарной машине из- за кустов на крутом повороте прямо к мчавшемуся поезду. Причем, там не было никаких знаков, предупреждающих о приближении к железной дороге. Чудом шоферу удалось резко затормозить и предотвратить катастрофу.
Население Кубы составляет немногим более 7 миллионов человек. Кубинская нация весьма своеобразна по своему составу. В ней переплелись европейцы, индейцы, негры.
Складывание единой кубинской нации сопровождалось уменьшением чисто белого и чисто негритянского населения и появлением метисов. В подавляющем большинстве — это мулаты (результат браков негров с белыми) и креолы (потомки первых испанских переселенцев от их браков с коренным населением — индейцами).
Процесс ассимиляции и слияния различных рас продолжается и до настоящего времени. На Кубе свободен брак между представителями чёрной, желтой и белой рас. Как во всей Латинской Америке, здесь рай для цветных. На Кубе высокая рождаемость, прирост населения находится в пределах 17 %. Фидель поставил задачу довести население острова до 15 млн. человек. Очень часто можно видеть беременных женщин — народ вовсю старается.