Возвратился из поездки в Банес к Герченову. К моему удивлению, в Банесе всё спокойно и народ там, по-моему, более дружелюбный, чем в других местах, вопреки утверждениям Пети, что там за каждым углом прячется контра с кривым ружьем. Чего только не покажется трусу или лодырю, а скорее всего тому и другому вместе, особенно если он не желает ехать в командировку.
Был у Тани. У нее нашли аднексит, гипотонию, блефороконьюктивит и даже миопию 0,5 диоптрии. В общем, букет моей бабушки. Ей назначили почти отпугивающее лечение: два раза в день кофеин внутримышечно, оставляющий синяки на руках, и прочие «приятные» процедуры. Ходит она с накрашенными веками, как кубинская сеньора отцветающего возраста. Вчера медсестра закапала ей в глаза не то, что следует. Глаза отекли, не было бы чего плохого.
От Федчишина узнал новость, что Зайцева Галя вроде бы связалась с солдатом из хозяйственного взвода. Зайцев, действительно, последнее время пребывает в удрученном состоянии. Не знаю, правда ли это, может быть, это плод воспаленного воображения Зайцева или его разыгрывают, но не исключено, что это действительно так, что явилось закономерным результатом той подозрительности, слежки и недоверия, которыми он ее окружил. У меня почему-то сложилось такое впечатление, что от этой женщины можно всего ожидать.
Сейчас у нас среди «холостяков», по преимуществу пожилых (40-45 лет), царит непробудное пьянство. Некоторые пьют запоем и напиваются до чертиков. Командование на всё это реагирует слабо, пока они ведут себя тихо. Среди кубинцев, особенно фармацевтов, уже сложилось твердое мнение о русских, как о пьяницах, употребляющих самые последние суррогаты алкоголя.
На Кубе в природе всегда что-либо цветет, распускается, плодоносит, увядает, отмирает. На некоторых деревьях можно одновременно видеть цветы и разных сроков зрелости плоды. Наверное, природа в этом климате совсем запуталась. У нас в Патаси всегда можно было во время нашего здесь пребывания нарвать прекрасный букет цветов. Но особенно много цветов в январе. То, что у нас растет в комнате в горшочках, здесь растет повсюду. Везде бушует зелень. В то же время сейчас очень много падает листвы, ребята в санчасти не успевают ее убирать. Днем по-прежнему жарко, ночью же прохладно даже под двумя одеялами. Воздух до предела насыщен влагой, утром она конденсируется и каплями падает с деревьев, как после дождя.
На Кубе масса магазинов, многие из них частные — это в основном мелкие магазины, ларьки. Торгуют в них, как правило, мужчины, иногда им помогают жены или дети. В магазинах, особенно промтоварных, небольшой выбор товаров. Здесь нет таких продовольственных магазинов, какие мы привыкли видеть у себя. В них обычно продают кока-колу, алкогольные напитки, печенье, галеты, шоколад, конфеты, фрукты, кофе, какой-либо бутерброд. Изредка можно встретить мясной ларек. Есть овощные ларьки. По дороге часто видишь кубинцев, которые несут живых кур.
Проезжая через Тунас, хотел зайти в аптеку и магазины, однако они оказались закрытыми. Оказывается, все, как один, сейчас мобилизованы на уборку хлопка. Повсюду видны битком набитые машины с флагами, в том числе нашим. Вот и нашлось кому убирать хлопок, а то я беспокоился.
Проезжая по Кубе, обычно вдоль дорог, видишь школы. Разной величины, они все на один манер: домики из досок или кирпича с обычными для Кубы окнами-жалюзи. Внутри школ стоят обычные столы и скамейки, а не парты.