Из молодых артистов, служивших в народном театре, надо отметить и г. Коврова. Начал он свою службу в городском театре у Фолетти, выступив в небольшой роли юнкера ("Ошибки молодости") и сразу обратил на себя внимание. В народном театре он также пользовался успехом. О дальнейшей карьере Ковиюва мне мало известно; впоследствии я слышал только, что он антрепренерствовал в г. Воронеже. Жена Коврова -- г-жа Яниковская (по сцене Брянская) одесситка, дочь чиновника, выступала в Одессе в качестве любительницы в ролях драматической ingenue и не без успеха. Сестру г-жи Брянской, выступавшей на сцене под своей фамилией (Яниковская), я встретил в Киеве в 1881 г. в составе русской оперной труппы.
В опере эта артистка пробыла всего, несколько лет и перешла в оперетку; в том-же Киеве, где она выступала в опере, я видел ее в 1889 году в составе опереточной труппы г. Ларина.
Из подвизавшихся в описываемый мною период в Одессе артисток, упомяну еще об опереточной певице Юлии Медведевой и ее супруге-любителе Медведеве. Г-жа Медведева не обладала ни голосом, даже сносным для оперетки, ни внешностью, ни манерами, тем не менее она выступила в "Прекрасной Елене" в заглавной роли. Дебют ее заставил о себе много говорить: разрез платья, который до того времени все исполнительницы роли Елены делали сбоку, г-жа Медведева сделала посредине и до того высоко, что нарушила 29 ст. устава о наказаниях. Такой выходки трудно было ожидать и даже бывшие в театре мужчины сильно переконфузились. Не помню, выступала-ли еще после этого спектакля г-жа Медведева; я, по крайней мере, на сцене ее больше не видел.
Сохранился у меня в памяти и супруг г-жи Медведевой. Он служил где-то полицейским приставом и, по примеру своей жены, вздумал посвятить себя сцене. Для первого дебюта, как любитель, он пожелал выступить в роли Городничего.
-- Ой, трудно будет в такой роли дебютировать! заявляли ему многие.
-- Мне-то, ответил Медведев -- да никогда; я двадцать лет служу по полиции, да чтобы городничего не сыграть. Пустяки!
И сыграл, но как -- умолчу... больше его сцена не видала!
В 1876 г. я встретил Медведева в Харькове в одном из ресторанов.
-- Ну что, подвизаетесь на сцене?
Да, подвизаюсь и недурно, дела хорошо идут.
-- И имеете успех?
-- Как какой вечер. Здесь я всего третий день и еще не знаю.
-- Но я вас в театре ни разу не видел!
-- Да моя сцена и не в театре, а здесь.
И Медведев указал мне на эстраду, устроенную в зале ресторана.
Оказалось, что Медведев, оставив сцену и жену, собрал десятка полтора девиц и основал женский хор.
Антрепренер значить?
-- Он самый.
Дела антрепренера пошли недурно. Девиц он эксплуатировал, как и все содержатели хоров и если ему вскоре и пришлось оставить Харьков, то не вследствие плохих заработков, а из-за недоразумения с князем К, давшем, ему пощечину за потребованную им неподходящую сумму по ангажементу какой-то певицы.
Одессу я оставил в конце 1872 года, месяца за два до пожара городского театра и выехал в г. Курск, где поступил на службу по судебному ведомству, но страсть к театру меня не оставляла и я по-прежнему постоянно вращался в артистическом мире.
Воспоминания о Курске будут предметом следующей главы.