***
Аня Лосатинская.
Такой кристальной чистоты человека я больше не встречала за всю свою жизнь. О судьбе Ани можно написать большой роман, но мне этого не дано. Расскажу о ней, как смогу. Отец её поляк попал в Россию и остался в ней в Первую Мировую войну. Женился на местной казачке, бедной сироте. Богатые за бывших пленных замуж не выходили, т. к. у тех абсолютно ничего не было, кроме изношенного солдатского обмундирования. Но большой двор и маленькая хатёнка были. Всё, что имели потом, создавали постоянным тяжёлым трудом, хотя богатыми не стали. И хорошо, а то бы в начале тридцатых раскулачили и выслали. Подрабатывал отец писанием икон, оказалось, он из династии богомазов, хотя в эпоху господствующего атеизма спрос на иконы был маленький. Но это в период НЭПА, до вступления в колхоз. После вступления они всю жизнь проработали рядовыми колхозниками. Детей в семье рождалось много, но выжили четыре сестры. Аня была предпоследней.
***
Самая старшая умерла уже взрослой, невестой перед самым венцом. Все остальные учились. Ксения закончила Тимирязевскую с/х академию. Всю жизнь проработала вместе с мужем агрономом. Аня стала горным инженером, а младшая Поля – врачом. Как бы теперь ни поносили советский период – иногда справедливо, но чаще нет – а вот учиться мог каждый сколько хотел и где хотел. Для этого не требовалось никакого ловкачества, хитростей и подлостей. Требовалось только одно: хорошо учиться и пройти конкурс. Подтверждением этого являемся мы, окончившие сельскую школу и поступившие, как один, в институты. В разных городах нашей тогда огромной страны, в том числе и в Москву. Тогда во всех институтах был предмет «военное дело». В горном девушек готовили на медсестёр, правда, ускоренно, т. к. началась война… Анна могла и не пойти на фронт. У неё с детства, после страшного голода 1932 – 33 г.г. получились язвы на кишечнике и остались на всю жизнь. Но она, комсомолка, патриотка в самом высоком смысле этого слова, скрывала свою болезнь и сразу же отправилась на войну. Её, конечно, взяли.
***
Мы ничего о ней не знали всё это время, даже думали, что её нет в живых. Ведь война разбросала нас всех. Нашли друг друга уже через много лет после войны. Тогда и узнали всё друг о друге. Анна сразу попала на фронт в полевой госпиталь. Работать ей было трудно, т. к. медицинские познания были небольшие, опыта никакого и очень жалостливое сердце. Страдания раненых делали её саму больной, заторможенной, что, конечно, не способствовало её успешному труду. Но огромное терпение, любовь к людям, наконец, привычка помогли ей войти в число лучших, к чему она привыкла с детства. Имела награды: орден и много медалей, но никогда ими не хвасталась, не носила, но нам показала. На фронте уже ближе к окончанию войны в 1944 г. вышла замуж. Была она очень красивой, но и очень строгой. Замуж вышла только по любви. В 1945 г. родила сына и демобилизовалась, а муж погиб в мае 1945 года! Мальчика она оставила у родителей, а сама опять вернулась в госпиталь, её приняли в память о погибшем муже. И вот там-то, в госпитале, и решилась её дальнейшая трагическая судьба. Это повествование считаю нужным выделить особо.