authors

1574
 

events

220684
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Leonid_Puzin » Дневник моей мамы - 85

Дневник моей мамы - 85

16.07.1990
Краснодар, Краснодарский край, Россия

***

Анина послевоенная судьба.

 

Война закончилась, но только-только. Раненых в госпитале было много. Но Аня стала уже опытной медсестрой, пользовалась любовью раненых и уважением медперсонала. Работал с ними рентгенолог. Жил он с женой и четырёхмесячным ребёнком при госпитале. И вдруг, ночью, как это всегда бывало в таких случаях, пришли сотрудники известных органов и забрали его жену. Она, очень молоденькая восемнадцатилетняя спросила: «А как же ребёнок, его брать?». Ей сухо ответили: это ваше дело, но не советуем, т. к. ничего хорошего вас не ожидает. И она положила ребёнка на кровать и вышла вместе с «гостями». Муж, конечно, был в шоке, но ему ничего не объяснили, но велели прийти утром в особый отдел. Что оставалось ему делать? Он зашёл в госпиталь. Анна дежурила в эту ночь. Он сразу же к ней обратился с просьбой посмотреть за ребёнком, пока он будет в особом отделе. Конечно, Аня была потрясена случившимся, но малыша взяла к себе на дежурство.

 

***

Мальчик плакал с голоду, не спал. Аня, будучи сама матерью, справилась с ним. Напоила с ложечки сладким чаем, а утром достала молока. Отец пришёл к вечеру. Ему рассказали, в чём обвиняется его жена. Оказывается, она немка по рождению, но российская, саратовская. В начале войны всех немцев Поволжья выслали, т. е. эвакуировали в Сибирь. А его жена, тогда ещё совсем девочка, спряталась у своей школьной подруги. Родителей у неё не было, жила у родственников, жилось ей трудно, поэтому и не захотела с ними уезжать. Так она и жила в семье подруги, ходила в школу, начала работать. Там в краткосрочном отпуске был её будущий муж. Они познакомились и поженились. Тогда подобное случалось не редко. Он её увёз с собой, даже не зная, кто она по национальности. Паспорт она как-то тоже сумела получить с национальностью «русская». Да она даже и не знала родного языка, и привязанностей к родне у неё не было. А вот спецслужбы докопались до истины. Её арестовали и осудили на 10 лет. Его уволили из армии. Ребёнок всё время был у Анны. Она тоже уволилась из госпиталя, и они уехали вместе. Так свела их судьба.

 

***

Аня взяла у родителей своего сына, и получилась новая семья. Оба они устроились в Саратове, каждый по своей специальности. Сначала жили в барке, но в отдельной комнате. Аня по своей работе всё время была в разъездах. Дети ещё маленькие. Пришлось взять няньку, молодую девушку. Потом появился ещё один мальчик, их общий сын. Всех троих Аня очень любила, нисколько не разделяла их, но воспитывала довольно строго, т. к. сама была очень дисциплинированной. Годы шли, дети росли, начали ходить в школу. Да, упустила. Нянька тоже ухитрилась родить мальчика. Тогда и такое встречалось не редко. Все четверо росли вместе. Аня буквально заставила няньку ходить в вечернюю школу. Она закончила семилетку, поступила в техникум и его закончила, стала мастером-маслоделом, но жили пока все вместе, пока эта девица не вышла замуж, а Аннины дети подросли, и она с ними справлялась сама. Брала летом с собой, и они рано начали ей помогать, привыкать к труду.

 

***

Свела Аню с мужем судьба, нужда, но со временем появилась и любовь, не юношеская романтическая, а зрелая, спокойная, ровная. Но годы шли, и вот через 10 лет, отбыв срок заключения, вернулась в Саратов первая жена… Трудно описать, что было дальше. Все три мальчика считали себя родными братьями. И мама, и папа были родными для каждого из них. Однажды на улице к ним подошла незнакомая женщина, схватила одного из них, стала плакать, кричать, тащить ребёнка к себе, а он в ужасе, в слезах вырывался, кричал: «Мама, спаси меня, отними…». Аня, конечно, догадалась, кто это, но от шока сначала не могла ничего сказать, а потом, немного оправившись, сказала: «Не шумите, видите, собираются люди. Оставьте детей в покое, мы сами, взрослые, решим, что нам теперь делать». Дома она рассказала мужу об этом случае. Он тоже был в шоке, но сказал, что из семьи не уйдёт. Сказать-то сказал, но, видно, сердце говорило другое, ведь на Ане он женился по необходимости, а на первой жене – по горячей любви. Жизнь становилась всё сложнее и труднее, мальчику она сказала правду, т. к. была безупречно честным и светлым человеком.

 

***

Аня видела, поняла, как страдает муж, и сама ему предложила развод. Он какое-то время колебался. Ведь у него был и Анин родной сын, да и старшего он любил, они часто вместе занимались хозяйством, спортом, ходили на охоту, и мальчик считал его, конечно, родным отцом. Но семья распалась, Аня не хотела счастья, построенного на страданиях и без того сильно пострадавшей женщины. Стала она жить с двумя сыновьями. Мужу разрешила встречаться с детьми, и он это делал довольно часто. Помогал и материально, хотя Аня на суд не подавала, алиментов не требовала. И вот, на фоне такой сложной ситуации, произошла ужасная трагедия. Общий сын, которому было уже 17 лет, он только закончил школу, готовился к поступлению в институт, погиб в переполненном троллейбусе, загородив собой маленькую девочку. Девочка почти не пострадала, а юноша погиб. Но не сразу. Ещё целую неделю он мучился в больнице, Аня не отходила от него, и он умер у неё на руках. За эти дни Аня полностью поседела, почти лишилась рассудка, но оставался ещё сын, и она нашла в себе силы дальше жить.

 

***

Работать больше не смогла, вышла на пенсию по стажу, а вскоре и по возрасту, т. к. по её работе на пенсию уходили в 50 лет. Через какое-то время женился старший и теперь единственный сын. Он тоже прекрасно учился и, окончив институт, получил красный диплом и хорошую работу. У него стала своя семья, свои заботы. Но Анна ещё помогла: вырастила внучку, т. к. невестка напрочь отказалась от всяких забот о ней, даже грудью не кормила – совсем не было молока. И новый удар: сын с женой, вернее, жена с её сыном развелись, найдя себе другого, уже сильно пожилого, но богатого человека. Ане запретили даже иногда встречаться с внучкой Леночкой. Этот удар был уже последним в бесконечной цепи всех бед и несчастий. Она решила навсегда уехать из Саратова. Стала срочно искать обмен, и нашла его в пос. Кабардинка. Этим летом она часто бывала у нас в поисках нового места на юге, жила по нескольку дней. Вот в это время она и поведала мне свою трагическую судьбу. Ваню она знала ещё с юных лет, когда мы на каникулах съезжались в Славянск, поэтому относилась к нему, как к родному брату. И он её считал за нашу сестру.

 

***

В кабардинке Аня опять устроилась на работу, медсестрой на пляж. Там часто была нужна её помощь. Мы, подруги, иногда ездили к ней с внуками, отдыхали на море, а главное – наше общение. Теперь, в старости, мы были ещё ближе, ещё роднее. Но что-то в Ане сильно изменилось, и изменения становились всё заметнее: и физические, и психические. Осенью, в ноябре 1986 года, Аня написала, что очень болеет и попросила приехать к ней. Ваня тогда ещё был на ногах, да и сын Саша жил с нами. Я их оставила вдвоём и поехала. Нашла я милую мою Аничку в очень тяжёлом состоянии. Она ходила, всё делала по дому, но уже плохо соображала, совершала странные поступки. Сын её, конечно, знал о состоянии матери, поэтому сам подыскал обмен квартиры снова на Саратов. Должен был вскоре приехать к ней. Я и её соседка, добрая, хорошая женщина, помогли собрать, упаковать вещи, следили, чтобы Аня ела, т. к. сама она об этом забывала. Когда я уезжала, она даже пошла меня провожать, невозможно было её отговорить. Сын в это время оформлял документы в Геленджике, а то бы он, конечно, пошёл с ней и со мной. Это была наша последняя встреча на этом свете. Так я её и запомнила – стоящую на платформе, старую, беспомощную и не совсем вменяемую.

 

***

И передо мною, как из тумана, возник образ юной красавицы и умницы, великой праведницы. Через некоторое время пришло письмо из Саратова от младшей сестры Раи. Она написала, что Аня очень больна, лежала в больнице, но теперь её выписали и она живёт у Раи, а свою обмененную квартиру подарила выросшей внучке, с которой её когда-то разлучили так жестоко. Леночка сказала Ане, что она всегда знала, кто для неё Аня, а не дальняя родственница, как объяснила ей когда-то мать. А ещё через некоторое время пришло письмо от Раи, где она сообщила о смерти Ани, о её последних днях, сознание она потеряла полностью, а причина смерти – белокровие или лейкемия. Я послала Рае и всей родне глубокое соболезнование. На этом всё и кончилось, но любовь моя ко всем моим подругам-сёстрам осталась со мной до конца дней моих! Вечная им память и вечный покой, все они заслужили этого.

08.06.2021 в 19:31

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: