* * *
Широко пошло организационное строительство в те годы и у социалистов-революционеров. "Рабочая Партия политического освобождения России", о которой упоминалось уже, объединяла из Минска свои еврейские группы в Белостоке, Екатеринославе, Житомире, имела сторонников в Двинске, Бердичеве и Петербурге. Члены этой организации, разгромленные в 1900 году по Минску, уцелели по многим пунктам. Над ними царил Гершуни, сея семена террора.
Работавшие по южной России социалисты-революционеры, после неоднократных неудачных попыток к объединению, соединились, наконец, летом 1900 года на Харьковском съезде в так называемую южную "Партию социалистов-революционеров" и выпустили программный манифест.
На севере работал "Союз социалистов-революционеров", во главе с Андреем Аргуновым.
"Союз" образовался в 1896 году в Саратове, но на следующий же год руководители его перебрались в Москву, где в течение двух лет "союз" заводил иногородние и заграничные связи и налаживал дело. "Союз" издал на гектографе несколько прокламаций и брошюр и отпечатал вновь свою программу -- "Наши Задачи".
Осенью 1899 года с деятелями "союза" познакомился приехавший из-за границы Азеф. Он явился с хорошими рекомендациями от заграничной организации Житловского и был принят хорошо, как человек сочувствующий социалистам-революционерам и их делу.
Живя за границей, Азеф уже в то время давал кое-какие сведения заведывавшему заграничной агентурой департамента полиции П. И. Рачковскому. Тогда это был еще маленький сотрудник. Попав в Москву, он с согласия Рачковского, стал сообщать некоторые сведения и Зубатову, продолжая числиться за Рачковским.
В то время руководители "союза" мечтали иметь свою типографию и издавать свою газету, к чему и предпринимали некоторые шаги. Они завязали переговоры с представителями группы народников "Русского Богатства" Пешехоновым и Мякотиным. Те дали согласие на сотрудничество в журнале.
"Южная партия социалистов-революционеров". Первая попытка организовать партию была сделана в августе 1897 года на объединительном съезде в гор. Воронеже по инициативе Киевский и Воронежской групп эсеров. На съезде были представлены следующие группы: Киевская, Полтавская, Харьковская, Петербургская и Воронежская. После двухдневного обсуждения программных вопросов, съезд поручил Воронежской группе составить проект программной статьи. Члены съезда обменялись явками и адресами. В начале ноября 1897 года в Полтаве состоялся второй съезд, к которому был представлен проект, составленный при участии всей Воронежской группы А. О. Сыцянко. Проект с небольшими изменениями съездом был утвержден. В нем говорилось о массовой борьбе против правительства, об организации всех революционных групп и о терроре, как средстве самозащиты ("Историко-революционный сборник" под ред. В. И. Невского, т. 1. М. -- П. 1924 г. Гиз. "Пропавшая грамота партии эсеров"). В марте 1893 г. были разгромлены сильнейшие организации эсеров: Петербургская и Киевская. Созванный в августе 1898 года III съезд ничего существенного не сделал. IV съезд был созван летом 1900 года в Харькове. Им был утвержден проект программы, выработанный Воронежской группой, который удалось выпустить из печати в ноябре 1900 года под названием "Манифест партии социалистов-революционеров".
Аргунов, А. А. (род. в 1866 г.) -- из дворян, окончил Московский университет, в революционном движении участвует с конца 80-х годов. Один из организаторов "Северного союза социалистов-революционеров" (см. выше). Арестованный по делу "союза", Аргунов был осужден на 8 лет ссылки в Восточную Сибирь. Вернувшись из ссылки, Аргунов принял активное участие в работе партии социалистов-революционеров, неоднократно входя в состав центрального комитета. После Октябрьской революции Аргунов принимал участие в работах самарского комитета учредительного собрания и сибирского всероссийского правительства, а после колчаковского переворота в Сибири эмигрировал за границу.