На переднем крае
Так оказались мы «на переднем крае», но только лишь как возрастная категория. Давно уже все наши мысли и дела неустанно были связаны с будущим наших детей, которым предстоял нелёгкий путь, от катастрофы в новый мир, но роль авангарда на этом пути принадлежала уже не нам, мы это прекрасно понимали, а им, нашим выросшим детям, которые вступали в этот мир не с пустыми руками. И радовало нас то, что мы, родители, прилагали все силы, чтобы быть сопричастными этому.
Дочь и внук добрались до Потсдама без приключений, и даже встретил их наш зять в Нью Йорке, может шевельнулось что-то в его душе? И год свой аспирантский Наташа начала успешно, несмотря на то, что пришлось с трудом преодолевать огромные языковые трудности, первоначальное незнание компьютера, частые болезни сына, начавшего уже обучение в школе. Ему также пришлось непросто - он окунулся в англоязычную среду, не зная ни одного английского слова. Отец не помогал ему ни в чём, как, впрочем, и жене своей - всё преодолевали они сами. Но ни единым намёком не дала она понять нам этого.
Письма, вначале хорошие, шли к нам часто, и мы благодарны были судьбе, казалось, всё налаживалось. Но вдруг, по прошествии восьми месяцев - тревога! Наточка заболела, и очень серьёзно. Какими длительными, необычайно трудными из-за отсутствия медицинской страховки, участия и помощи со стороны мужа были обследования и последующее лечение Наташи! Волнению нашему не было предела. Жена рвалась на подмогу. Но время ещё не пришло.
Турки, благополучно ограбленные вместе с нами в нашей квартире (исчезли даже продукты и бутылки с импортными напитками из холодильника), съехали без продления рента - май был последним месяцем договора о найме. Но жизнь продолжалась, и вскоре прибывший по приглашению Министерства в Институт Образования, где в то время работала моя жена, гражданин США, с удовольствием вселился в нашу отремонтированную квартиру, снабжённую предусмотрительно массивной металлической дверью, вмонтированной в прочную раму из стального проката. Теперь, чтобы проникнуть туда, надо было использовать ключи от хитроумного замка с цифровым шифром, или протаранить бетонную стену. Также прочно застеклили мы лоджию, предохранив себя таким образом от понятного теперь многократного исчезновения наших американских мужских рубашек, вывешанных после стирки и улетавших, как на крыльях, с нашего 4-го этажа. Такую же операцию надо было бы проделать и в городке Энергетиков, но мы там постоянно находились и не подумали, как следует, что у нас «на хвосте» уже висели «профессионалы», терпеливо ожидающие своего часа, который настал год спустя.
Летним воскресным утром отправились мы как-то раз на дачу, а сын загадочно попросил слегка изменить маршрут, и, не доезжая до очередного светофора, вдруг сказал «Вот она, давайте остановимся». Впорхнуло к нам в салон юное, глазастое, миловидное, со стрельчатыми бровями «вразлёт» крепенькое существо женского пола-с улыбкой и располагающим сразу «здравствуйте, а я Полина. Можно я помогу вам на даче? Я всё умею делать». «От помощи не откажемся»-сказал я «а где же Лиза? Она бы нам тоже пригодилась на дачных работах». Видя недоумение нашей гостьи, пришлось напомнить Пушкина и Чайковского, и она сразу поняла, что речь шла о Лизе и Полине из «Пиковой дамы»-примерно такой же тест использовала когда-то мама моей соседки по парте в далёком девятом классе, когда зазвала меня на чай, чтобы установить, с каким джентльменом приходится её дочери делить парту. Появление этой девочки не удивило нас-жизнь продолжалась в правильном, заведённом веками, направлении, да и сыну уже 22, недавно отметили.