authors

1566
 

events

219751
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Ekaterina_Vazem » Записки балерины - 37

Записки балерины - 37

15.03.1870
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

Превосходным артистом на первые характерные роли был Александр Николаевич Пишо. Ему с одинаковым успехом удавались образы как комические, вроде еврея Исаака в "Корсаре", так и глубоко драматические, как Квазимодо в "Эсмеральде". Последняя роль у него была настоящим шедевром. Репертуар Пишо был очень большой и разнообразный. Он танцовал разные комические танцы, например, пляску лягушки в "Севильской жемчужине", подпрыгивал "Коньком-Горбунком" в одноименном балете и играл даже матерей в "Тщетной предосторожности" и "Жизели". Мимика Пишо была очень выразительна, а роли всегда глубоко продуманы и проработаны до мельчайших деталей. Созданные им роли отличались яркостью и рельефностью, как бы они ни были сами по себе незначительны. Например, Пишо создал тип индуса с барабаном в индусской пляске в "Баядерке" и выдвинул эту фигуру на первый план. Пишо прослужил в балете 40 лет и пользовался любовью всей труппы за свою хорошую, симпатичную натуру, чуждую всяких театральных дрязг и интриг.

 Артистов на чисто-комические роли при мне было двое. Амплуа первого комика держал Тимофей Алексеевич Стуколкин, прекрасный мим и тонкий актер, всегда чувствовавший художественную грань для своего комикования. Он недурно танцовал комические танцы, например, в pas de trois в "Пакеретте". Стуколкин и Кшесинский постоянно играли на летних сценах главные роли в поставленном у нас Кшесинским балете "Роберт и Бертрам, или Два вора". Они представляли уморительную пару: Стуколкин -- хорошего роста и худощавый, а Кшесинский -- полный. Успех обоих здесь был всегда большой.

 Стуколкина копировал второй комик Николай Петрович Троицкий,[1] но дарование и мастерство последнего были куда слабее. Комизм Троицкого был менее тонок, и его приемы увеселения зрителя иногда отдавали балаганом.

 Из других танцовщиков моего времени могу упомянуть еще о Николае Константиновиче Богданове,[2] родном брате балерины Надежды Богдановой. Он танцовал также классические вариации и иногда выступал кавалером солисток и даже балерин. Танцовал он вообще неплохо, но обладал странной манерой заканчивать свои вариации по-женски: он становился на носки и поднимал к лицу руку, прикасаясь отогнутым указательным пальцем к подбородку. Он и перед фотографом позировал как балерина, стоя на носках с цветочком в руке. Как кавалер танцовщиц Богданов был не очень ловок. Мне приходилось пользоваться его поддержкой в "большом па" в "Золотой рыбке", где он был в числе пяти кавалеров, к которым я по очереди подходила и делала туры. Когда я доходила до него, он, бывало, стиснет мне талию обеими руками так крепко, что я не могу сделать никакого движения, и торопит меня обернуться, приговаривая: "Eh bien? Eh bien?"

 Но с ним все-таки можно было танцовать, чего никак нельзя сказать о другом танцовщике -- Николае Ивановиче Волкове,[3] отчаянном кавалере, с которым никто из танцовщиц не хотел выступать, так как он им проваливал самые лучшие моменты. Когда в разных ансамблевых танцах одним из кавалеров бывал Волков, солистки в уборной разыгрывали эту "горькую чашу" на узелки.

 Недурным, сильным классическим танцовщиком-солистом был Густав Легат,[4] но общему впечатлению от его танцев очень вредила его привычка исполнять все свои па на так называемой "второй позиции",[5] на полусогнутых растопыренных ногах, что, конечно, было очень некрасиво. Легат был женат на танцовщице Гранкен,[6] и у них было огромное число детей. Из последних выделились известные впоследствии петербургские танцовщики - балетмейстеры Николай[7] и Сергей Густавовичи Легат.[8]

 В заключение своих воспоминаний о танцовщиках моего времени упомяну еще о Штихлинге,[9] солисте чрезвычайной легкости. Красотой его танцы в нашем балете не отличались, да и сам он был худой и высокий. Но прыжок его был изумительным по высоте. К сожалению, он танцовал очень беспорядочно. У его товарищей по сцене всегда было опасение, что он, того и гляди, свалится в оркестр. Штихлинг подвизался на сцене сравнительно не долго и умер в молодых годах.



[1] Троицкий, Николай Петрович -- артист пб. балета в 1857-1884 гг.

[2] Богданов, Николай Константинович -- артист пб. балета в 1861-1882 гг.

[3] Волков, Николай Иванович -- артист пб. балета в 1863--1884 гг.

[4] Легат, Густав Иванович -- артист пб, балета в 1857--1869 гг. и моск. в 1869--1885 гг.

[5] Вторая позиция -- одна из основных в классическом танце пяти позиций ног: ступни повернутые совершенно выворотно, находятся на одной линии, образуя между собой расстояние величиной в длину одной ступни.

[6] Граникен (Легат) Мария Семеновна -- артистка пб. балета в 1864--1891 гг.

[7] Легат, Николай Густавович -- артист-премьер пб. и ленинградского балета в 1888--1923 гг.; в 1905--1911 г. занимал должность балетмейстера, но поставленные им балеты "Кот в сапогах" и "Аленький цветочек" постиг провал; умер в белой эмиграции в 1937 г.

[8] Легат, Сергей Густавович -- артист-премьер пб. балета в 1894--1905 гг. Кончил жизнь самоубийством в 1905 г.

[9] Штихлинг, Александр-Карл -- артист пб. балета в 1863--1874 гг.

14.04.2021 в 21:30

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: