Планируя работы по Маркеловской даче, где прямо стоял вопрос, сносить ветхий дом или не сносить, было принято решение не сносить, а деревянными фермами укрепить стены с двух сторон, разгрузив их от нагрузок кровли и потолочного перекрытия, и этим превратить старый сруб просто в тепловой наполнитель стен, и таким образом дать срубу вторую жизнь.
Мы решили ветхий сруб не поднимать и не менять нижних трухлявых венцов, а снять полы и углубиться до 40 сантиметров в землю, и эти меры обеспечат внутри дома высоту потолка до 2.5 метров и прохладу в летнее время. А фундамент печей-голландок решили расширить и залить бетоном и тем самым их сохранить, как действующие и почти музейные экспонаты, а к дому сделать веранду.
Также решили старую мягкую кровлю заменить на металлическую, заменить полы и все оконные рамы. По всему периметру восстановить забор и посадить малину. Все ветхие надворные постройки разобрать. Всю землю вручную перекопать и освободить от корней многолетних сорняков, а деревья старого сада заменить на молодые.
Приобрести и установить на участке большой поливной бак и проложить трубы от пруда до емкости, чтобы по ним закачивать воду в бак, построить и установить новый уличный туалет и восстановить садовые дорожки.
В течение пяти лет эти пункты программы в основном были выполнены. Земля снова превратилась в пух и все годы, даже в засушливые, радовала своими урожаями, а на лужайке перед лесом, дети с внуками собирали землянику и купались в пруду.
И главное, что мы их видели, работая или отдыхая на дачном участке. У нас была надувная резиновая лодка и мы в каждый приезд на дачу, после проведения общественно-полезных работ, купались в чистой воде нашего пруда и катали на лодке внучат. Бывало, что с соседом вдоль берега цедили бреднем воду, ловя щучат и карасей, а отец с удочками сидел под ивой на берегу пруда и делал тоже самое.
На «центральной усадьбе» в доме на две квартиры проживали мы, а на другой половине мать нашего друга Сан Саныча. Земли под усадьбой для каждой половины было около 30 соток, квартира была небольшая – площадью 78 квадратных метров, а из хозпостроек: кирпичный сарай и небольшой сад. В доме было три жилые комнаты и одна холодная комната с погребом и верандой.
Самое несуразное было то, что кухня, санузел и ванная размещались в центре квартиры по смежной стене с соседней квартирой, так было сделано с целью экономии материалов, а не в целях удобства жителей.
Даже газовую печь отопления умудрились поставить на небольшой кухне и здесь же установить газовый нагреватель воды для мытья посуды и заполнения ванной. Когда кто-то мылся в ванной, нужно было дежурить рядом и добавлять или уменьшать подачу газа в нагревателе, слыша из ванной возгласы: «холодная», «горячая», потому что подача воды комфортных параметров осуществлялась из кухни.
Когда входили в деревенский дом с улицы, то попадали в небольшой холл и было ощущение, что в холле одни двери: шесть дверей. И боялись наткнуться на них, когда они открывались изнутри комнат. Поэтому зимой и летом на кухне задыхались от духоты, а в последних комнатах было зябко, последовательная навеска батарей по мере их удаления от печи резко снижала их теплоотдачу.
Это было сделано также из экономии труб, а не газа. Строители не стали делать верхнее кольцо для равномерного распределения горячего теплоносителя по батареям, а ограничились одним нижним кольцом, которое было проложено строго под уклоном, называя этот метод отопления – ленинградским.
Трубы водоснабжения были выполнены из черного металла и не обеспечивали надежности, а в деревянных окнах были щели в палец. Шиферная кровля тоже была с дефектами. В общем, столкнулись с массой проблемных вопросов, которые нужно было решать по мере их важности.
Мы также наметили перспективный план, над реализацией которого работаем до сих пор. По объявлению в газете приобрели металлический гараж, который трейлером привезли из города и установили рядом с домом, а затем и циркулярку.
У местных производителей заказали доски и рамы для веранды. И первое, что сделали: это поменяли место входной двери в доме. Для чего в торцовой стене убрали оконный блок, а проем расширили и установили новую входную дверь. А бывшую входную веранду забили и превратили в кладовую. Вдоль всей торцовой стены построили деревянную веранду и входной тамбур со своей дверью и лестничным маршем. Это уменьшило проникание зимой холодного воздуха и снега к входной двери и увеличило количество подсобных помещений.
Согласно перспективного плана работ, мы с отцом утеплили стены холодной комнаты и входного коридора, приобрели и установили трубы отопления и батареи в холодной комнате и в коридоре. Провели в утепленное помещение трубную разводку газа, воды и канализации, а всю трубную разводку воды заменили на нержавейку.
После проведения этих работ, кухню перенесли в бывшее холодное помещение, которая стала первой от входной двери, так функционально стало более правильно. Под кухней находится продуктовый погреб, что так же стало удобно. В погребе сделали лестницу, с удобными проступями, заменили все стеллажи для банок на новые, сделали специальные ячейки для картофеля, полы покрыли линолеумом, а помещение бывшей кухни, переоборудовали в спальню для внуков, как самую теплую.
Далее разобрались с ванной комнатой и туалетом, которые объединили в единую комнату, убрали разделительную стену и ванну длиною 1700 мм. Затем стены и пол облицевали плиткой, а в сантехнической комнате установили ванну длиной 1200 мм, которую поставили не в длину, как было раньше, а поперек, рядом разместили, умывальник с зеркалом, газовый нагреватель воды и дольше в ряд: стиральную машину и новый унитаз.
Получилось стерильно, удобно и уютно. И главное более просторно после совмещения ванной с санузлом в единое пространство. Появилась возможность самому регулировать температуру горячей воды, находясь в ванне, и в перспективе ванну заменить - на душевую кабину.