Надо отметить, что Интурист как система работал великолепно.
Он казался мне чем-то вроде огромного спрута, в хорошем смысле этого слова, щупальца которого простирались во все уголки огромной империи, которая охватывала 1/6 часть суши, (только представьте себе это чудище).
Референты, которые сидели в центре империи, в столице, на Манежной площади в здании бывшего посольства США, и прочие вспомогательные службы управляли всей громадной системой организации иностранного туризма в СССР.
Расскажу упрощенно как все происходило: сначала референт договаривался с иностранной турфирмой о поездке группы туристов, например, в 30 человек.
Причем вся переписка шла при помощи телетайпа, такой большой машины, которая находилась в особой, тщательно охраняемой комнате, куда пускали только проверенного КГБ работника.
Если надо было что-то спросить у контрагента, то референт писал запрос, шел к начальнику отдела и получал его добро и подпись.
Потом шел к окошечку телетайпной (внутрь никого не пускали), стучал, совал свою телеграмму и попадал в очередь таких-же сотрудников, которые уже ждали ответа на свои телетайпы (читай телеграммы).
Когда все было согласованно (на это могло уйти несколько недель), и окончательный состав и количество группы было точно определено, то он передавал информацию в другие подразделения, и те начинали писать заявки в третьи подразделения: транспортное, для заказа автобуса, в гостиничное, для заказа номеров по всему маршруту следования туристов, во все рестораны, где они будут питаться, в местные отделения гидов-переводчиков, для заказа гидов во всех городах и так далее.
И удивительно, куда бы мы ни приезжали, нас встречали стюардессы в аэропортах, ждали автобусы, не успевали мы войти в гостиницу, как нас тут же размещали в номера, приглашали в рестораны, где уже был заказан ужин и блюда стояли на столах.
Поразительно, но система работала безукоризненно!
Сбоев почти не было.
За все 15 лет работы я помню, пожалуй, только два-три случая, когда что-либо напутали, и информация не дошла или дошла неправильно.
Поразительно и другое: за все годы моей работы и многие годы до меня (я не говорю после, потому что я ушел в связи с развалом советского Интуриста, который практически перестал существовать в связи с развалом СССР), не было случаев аварий ни авиа, ни автобусных.
За все эти годы произошла только одна автобусная авария, в которой пострадала наша переводчица, не погибла, но была ранена.
Это был шок для всех нас: как, как это могло случиться? В Советском Союзе! Невероятно.
Мы потом всем Интуристом по очереди ходили навещать ее в больницу и я в том числе.
И это при том, что по стране летали на самолетах, таких как Ту-154, ТУ-134, ЯК-40, ЯК-42, ИЛ-18, ИЛ-62, потом появился большой ИЛ-96, мой любимый, а по Средней Азии мы летали в основном на винтовых АН-24.
И это при том, что ездили на советских (довольно примитивных) автобусах тысячи иностранных групп и тысячи наших гидов-переводчиков.
Основной проблемой для иностранных туристов, особенно в Средней Азии, было расстройство желудка. Я всегда уговаривал туристов быть предельно осторожными, стараться не пробовать ничего на базаре, не есть сомнительные блюда.
Но как тут убережешься, если перед обедом, когда я приходил проверить, накрыто-ли для моих туристов, видел, как по хлебу, который ставили заранее, да и просто по тарелкам ползают мухи.
А что с ними поделаешь, если там мухи везде.
И, конечно, вода.
Вода в Средней Азии была очень опасная.
Можно было пить только кипяченую, а о бутилированной воде тогда и не слыхали.
Конечно, можно было купить местную минеральную воду в стеклянных бутылках, теплую и мутноватую, но охоты большой не было.
Фрукты к столу мылись в сырой воде, да и сами фрукты не вызывали особого доверия.
Поэтому, после недели путешествия по Средней Азии, от трети до половины группы страдали от поноса.
Единственным лекарством, которое могло справиться с азиатскими кишечными расстройствами, был левомицетин, уже в те годы запрещенный на Западе, но широко применявшийся в Средней Азии, да и по всему Союзу, своего рода лечебный напалм, который уничтожал все на своем пути, включая полезные кишечные бактерии.
Да, он был очень эффективен, это я не раз проверил на себе, но после него нужно было сразу начинать принимать бифидумбактерин или ему подобные препараты, чтобы восстановить микрофлору, но ни мне, ни туристам этого никто не говорил, потому что его достать было чрезвычайно трудно.
Многие, наиболее информированные и предусмотрительные туристы привозили с собой западные таблетки, типа бифидумбактерина, и принимали перед едой, но таких было немного.
Еще и перегрев на солнце приводил к той же проблеме, особенно у людей с гастритами.