Самыми привлекательными турами для туристов, да и для нас, гидов были поездки в Среднюю Азию. Тогда ее так называли. Сейчас предпочитают называть Центральная Азия. Это было то счастливое время, когда узбеки жили в Узбекистане, таджики в Таджикистане, киргизы в Киргизии - и никто из них не рвался в Россию на заработки.
Самарканд, Бухара, Хива, Пенджикент, Шахрисиабс, Ферганская долина – поезжайте туда в апреле, когда цветет гранат своими гранатовыми, огненными цветками, когда цветет персик божественными нежно-розовыми, когда воздух еще по-весеннему чист и свеж и наполнен загадочным благоуханием Востока – голова у вас будет сладко кружиться и всюду преследовать вкус халвы.
Вы уезжаете из Москвы, где тает грязный снег, деревья еще без листьев, черные, кривые ветки, стволы, заляпанные грязью от проезжающих машин.
Приезжаете в большой аэропорт, где битком народу.
Наконец довольно уютный, тесный, советский, дальнемагистральный самолет, ТУ-154 или, реже, ИЛ-62, своеобразный запах дезодоранта как от влажных аэрофлотовских салфеток, так и из туалетов, всегдашний цыпленок с горошком, пластиковые ножик и вилка, которыми ничего не отрежешь, поэтому ты ешь руками, прижимая к себе локти изо всех сил, потому что рядом растопырился жирный узбек, который ну никак не помещается в узком сиденье.
Но уже появляется аромат Востока: вокруг сидят узбечки в цветных нарядах: шелковых разноцветных платьях и шелковых же штанах из-под них и разговаривают на непонятном языке.
Четыре часа полета - и вот приземление: за окном пробегают голые поля, разрезанные на квадратики, только начинающие зеленеть, саманные домики за саманными-же дувалами-оградами – и маленький, игрушечный аэропорт: небольшое здание, в которое заходят лишь чтобы зарегестрироваться, а свой рейс ожидают в чудесном садике на воздухе.
Навстречу спешит девушка, сотрудница Аэрофлота, ища переводчика глазами, спрашивает: Дания, Дания?
Найдя меня, ведет к автобусу, как правило ЛАЗу, реже Икарусу – по дороге спрашивая сколько человек прилетело и - Вот ваш автобус.
А багаж? - спрашиваю. – А багаж уже в автобусе, - отвечает она.
Как приятно.
Правда, иногда багаж стоял рядом с автобусом, и шофер предлагал сначала каждому туристу проверить свой багаж, а уж потом грузил его.