Однако позже, когда сезон закончился, нас, новичков, отправили на повышение нашей невысокой квалификации на специальные курсы, которые в Советском Интуристе проводились для гидов-переводчиков каждый год.
Там мы два месяца изучали разнообразные аспекты работы в Интуристе, там нам читали превосходные лекции по искусствоведению, политико-экономическому устройству стран, с которыми мы будем работать (с идеологическим уклоном, конечно), устраивали для нас лекции в музеях и картинных галереях Москвы, в музеях и соборах Кремля, водили в Грановитую Палату, в Оружейную Палату, а Алмазный Фонд СССР и тому подобные интереснейшие места.
А на следующий год мы уже сами вели туда туристов и показывали и рассказывали...
Я работал с двумя языками: датским и английским, поэтому писать буду о поездках, которые были популярны у людей, говорящих на этих языках.
Правда, три скандинавских языка довольно похожи, особенно датский и норвежский, поэтому иногда приходилось работать и с норвежскими группами, если не было свободного гида с норвежским, а один раз мне дали большую группу шведских туристов в поездку по Средней Азии, но их понимать мне было очень затруднительно.
Сразу надо сказать, что датских, шведских и норвежских туристов было в 70-е и 80-е так много, что мы работали на износ, то есть, приехав с тяжелого двухнедельного маршрута по Транссибирской магистрали: Москва, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Ленинград, мы уже на следующий день утром сдавали документы по этой группе и тут же получали новые документы и вечером этого же дня ехали в Шереметьево встречать группу по маршруту Средняя Азия: Москва, Самарканд, Бухара, Ургенч, Хива, Ташкент, Ленинград тоже на две недели.
Родные в сезон видели нас дома крайне редко.
Высокий сезон начинался в апреле и заканчивался в октябре.
Кстати, в конце 70-х поезд №2 до Владивостока шел полных 2 недели.
Только до Иркутска мы ехали неделю.
А иногда были тур-поездки на три недели, так называемый гранд-тур: Трансибирская магистраль, которая вызывала огромный интерес у иностранцев: ну еще бы – самая длинная железная дорога в мире, почти 10 тысяч км, неделя в пути до Иркутска.
Потом перелет в Самарканд, далее Бухара, Ташкент, потом перелет на Кавказ: Тбилиси, Ереван, Баку и, наконец, перелет в Ленинград.
Да, друзья, страна в те годы была воистину великой империей.
Только вдумайтесь - одна шестая часть мировой суши, 22,5 миллиона квадратных километров!
И я объездил эту страну практически вдоль и поперек.
И куда бы я ни приезжал, везде была родная страна, СССР.
Была, конечно, своя экзотика и в Средней Азии, где декхане, обливаясь потом, трудились в раскаленных полях, убирая хлопок, а вечерами, всё также обливаясь потом, угощались вкуснейшим жирным пловом с бараниной и горячим зеленым чаем в больших пиалах, и на Кавказе, где гостеприимные, не пьянеющие грузины заставляли без меры пить свое прекрасное вино и заедать его отличным шашлыком под нескончаемые витиеватые и остроумные тосты...
Но государственные законы, основные правила жизни, ее базовые принципы и установки были одинаковыми для всех, для всего населения, для всех наций и народов, ее населяющих.
Где бы вы ни жили, вы с гордостью могли сказать: Мы все советские люди!
Это одно делало всех нас равными.