ВЕЛИКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ...
А что, друзья, вы, верно, припоминаете, что когда Великая страна с угасающим энтузиазмом еще строила счастливое будущее, а вы бегали из магазина в магазин в поисках товаров или продуктов питания из ГУМа в ЦУМ, а из ЦУМа в Детский Мир, или когда стояли там в очереди за дефицитом, то частенько замечали группы непривычно одетых людей, толпой бредущих мимо и с интересом инопланетян глазеющих на вас.
Смотри-ка, думали вы, интуристы. Приехали посмотреть на наши достижения. Смотрите, смотрите, думали вы, нам есть чем гордиться…
А я вот бродил по Советскому Союзу с этими западными интуристами без малого 15 лет, и теперь вспоминаю эти годы с таким удовольствием, что решил поделиться впечатлениями со всеми, у кого найдется желание погрузиться в давно прошедшую эпоху Великого СССР…
...Решение изучать языки я принял только в девятом классе.
Ни математику, ни физику, столь модные в те годы я не любил, равно как и другие точные науки.
Но надо было получить высшее образование. Куда же без него.
И меня осенило – английский язык! Вот это мне подходит.
Во-первых, это несложно, учи себе слова, да грамматику, а во-вторых, приятно: можно читать книги на английском, слушать очень популярную тогда западную рок музыку, типа Битлов (The Beatles) или Роллингов (The Rolling Stones).
Здорово! И все это укладывалось в изучение английского.
Мама даже купила мне магнитофон, чтобы я мог слушать английскую речь (а я-то больше слушал рок-музыку, каюсь).
Учиться я решил в МГПИИЯ им. М. Тореза (Московский педагогический институт иностранных языков) потому, что там был переводческий факультет, что давало возможность в будущем не работать учителем в школе.
Я, правда, мечтал поступить в МГИМО (Московский Государственный Институт Международных Отношений) и потом работать при посольстве где-нибудь в Англии или в США, но это была совсем уж несбыточная мечта.
Для этого надо было иметь серьезные связи или родиться в семье дипломата, а не в семье учительницы средней школы.
Мама немедленно нашла для меня частного репетитора, уроки которой были очень дорогими (она брала 10 рублей за два часа, это все равно, что 10 тысяч рублей сейчас).
Занимались мы с ней два раза в неделю.
Но это было правильным решением, мама была чрезвычайно мудрым человеком и понимала, что на образовании экономить нельзя, и денег для нас, детей, не жалела, отдавая практически последние.
Когда после школы я вынужден был пойти работать на завод, потому что в первый год я в институт не поступил, то всю зарплату, 80 рублей в месяц, я отдавал этой учительнице.
В те годы, как известно, выехать за границу было мечтой, пожалуй, всех граждан СССР.
Хоть одним глазком взглянуть на «загнивающий» Запад (так называла его советская пропаганда).
Выездной туризм в те годы был невелик и в основном в страны соцлагеря.
Поехать по путевке в капстрану тогда было сродни полету на Луну.
Зато в СССР приезжало около 5-ти миллионов туристов в год, что было довольно много для такой закрытой страны.
В Интуристе в те годы работали 5 тысяч гидов-переводчиков, которые говорили на 30 языках.
А всего в Интуристе во всех отделениях, подразделениях и службах в 1979 году работали 47 тысяч человек!
А были еще и Спутник, который сотрудничал с молодежными организациями, и профсоюзы принимали по своей линии через Интурбюро.
В отделении Интуриста Москвы было полторы тысячи гидов-переводчиков, но в некоторых отделах их катастрофически не хватало, особенно в скандинавском.