authors

1574
 

events

220852
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Elena_Shestakova » Дневник смутного времени - 28

Дневник смутного времени - 28

01.05.1991
Кострома, Костромская, Россия

1 МАЯ 1991 г.

 

Дул сильный ветер, и светило солнце. Плакат свой я не стала упрятывать в сумку, а несла, свёрнутым в трубочку. Флажок всё-таки засунула в карман, от греха подальше. Плакат был нарисован красными аршинными буквами и гласил: «Ельцина – в президенты! Россию – в цивилизованный мир!»

Люба Сычёва отыскала меня в толпе и стала занимать разговорами. По времени нужно было уже строить колонну и шагать, но Леонид Орлов всё выжидал, всё надеялся, что к нашей не столь уж большой группе партийцев подойдут, наконец, и “вольные костромичи”. Но они, вероятно, сидели по своим квартирам и огородам, потому что на первомайских улицах их не было. Да и праздник не чувствовался. Город был плохо украшен: редкие флажки то там, то сям, не создавали впечатления праздничного убранства. Мимо нас проследовала какая-то жалкая кучка с красными официальными транспарантами. Это, видимо, и было всё, что осталось теперь от традиционной первомайской демонстрации. Смотрелось убого и, честное слово, грустно. И снова мне (вот консервативное мышление) стало жалко прежнего Первомая с яркими разноцветными колоннами, с шарами и цветами, с кумачовыми знамёнами, с причудливо украшенными машинами, с песнями под баян. Весёлый, весенний был праздник – 1 Мая. Не вернуть! Процесс необратим. Но я всё равно буду по-праздничному радоваться нашей маленькой «крамольной» колонне, украшенной трёхцветными российскими знамёнами и плакатами острого содержания. Мы-то пройдём по городу не из-под палки, а для себя и для тех, кто стоит на тротуарах в качестве зрителей.

Колонна двинулась без лишних разговоров. Никому ничего пояснять не надо было: встали и пошли. Ведь не в первый раз. Солнце сверкало, ветер ворошил волосы, знамёна трепетали, и нам с Любой было вполне комфортно. Леонид Орлов шёл где-то слева и нёс знамя. Мегафон, на сей раз, висел у него на груди без дела. Он им воспользовался лишь однажды, когда проходили сквозь густой кордон милиции. Вот тут Леонид и рубанул в мегафон поздравление с 1-м Мая нашим доблестным стражам порядка. Это было смешно, так что я даже фыркнула. Милиционеры никаких эмоций не выразили.

Мы подходили к площади Советской. Привычной красной трибуны с портретами партийной верхушки на прежнем  месте не было. Сцену нынче возвели у пожарной каланчи. На ней стояли большие начальники вроде Коробова и Арбузова, туда же отправился и наш Леонид Орлов, как один из ораторов.

Речи гладко катились одна за другой и, казалось, никак не задевали присутствующих. Довольно жидкая толпа мерно гудела, ходила из стороны в сторону и нисколько не утруждала себя  слушанием речей. Народ бродил и читал плакаты друг друга. Демократические лозунги были, конечно, самыми острыми. На них смотрели с явным интересом. Наш с Любой плакат очень одобрил «дэпээровец» Осокин. Сказал, что своевременно и чётко написано. Мы поблагодарили за столь лестную оценку нашего творчества. А потом к нам стали подходить люди и вести дискуссии. Умная Люба в разговоры вступала очень охотно и излагала всем желающим своё мнение о текущей политике. Я скромно помалкивала: что уж я буду демонстрировать свою недостаточную компетентность. С политическими разговорами мы, честно говоря, полностью прозевали речи Орлова и Чернова, о чём я с запозданием жалела. Митинг закончился быстро, и наши почему-то не позвали народ к Московской заставе. То ли им вчера запретили власти проводить там митинг, то ли они просто поняли, что на площади стоит «народ, да не тот», то ли побоялись сильного, холодного ветра, бушующего на Волге.

Заиграл военный оркестр, и «друзья-демократы» живенько сбились в дружную кучу под пятью своими знамёнами. Пять знамён вместе, на ветру, смотрелись очень красиво, будто хотели улететь в небо, к свободе, вольно, как птицы. Ребята ждали команды от Леонида Орлова, что делать дальше. Михаил Орлов начал бурчать, что пора относить плакаты и атрибутику на Лавровскую – в штаб-квартиру ДПР или, попросту, в квартиру Леонида Юрьевича. Сам Леонид Орлов потихонечку приговаривал что-то вроде: «Пойдёмте, погуляем, кто хочет!» Но, видать, он немножко стеснялся этих своих несерьёзных желаний погулять тесным политическим кружком. И всё-таки большинство «дэпээровцев» (причём, под знамёнами) устремилось за своим лидером в сквер Сусанина, туда, где стоял наш столик с журналами и банкой с пожертвованиями в помощь бастующим шахтёрам. Мы потолпились у столика, не зная, куда приложить свои силы. Дальше «гулять» никто не шёл. Михаил Орлов продолжал всем капать на мозги, что пора относить знамёна на Лавровскую. И Любочка поволокла меня из сквера – домой. Но я упиралась. Мне не хотелось уходить, пока ещё не разошлось большинство «дэпээровцев». Я толковала Любе: «Подожди! А может быть, они ещё что-то придумают!». Но они не придумывали. И я убрала плакат и флажок в Любину сумку. Однако, ребята всё-таки предприняли кое-что, правда, нас это, как будто, не касалось. Я увидела вдруг, что лидеры демдвижения и прочие демократы начали стройно становиться в рядочек, со знамёнами и плакатами в руках. Собрались фотографироваться. А что ж? На память – очень даже хорошо и красиво получится. И вдруг Леонид Юрьевич закричал нам с Любочкой:

- Девушки! Девушки! Идите, вставайте сюда. А то у нас получается слишком уж строгая мужская компания.

Любаша задумалась, а я радостно закивала ребятам, не трогаясь с места. Однако, Леонид  всё звал и улыбался нам:

- Ну. идите, идите!

Уж почему ему так захотелось сфотографироваться с нами? Короче, я потащила Любу, чтобы постоять в одном ряду с лидерами ДПР под трёхцветными российскими знамёнами. Но просто так фотографироваться мне было не интересно. Я мигом вытащила свой плакатик из сумки и развернула его: красивый всё-таки. Леонид Орлов, одобрительно кивая, попытался его прочитать, хотя стоял в противоположной стороне от нас. Может, он не просто любопытствовал, а боялся получиться на фоне «не того» плаката. Но текст у нас был явно «тот», и все успокоились. Фотограф начал командовать. Мы замерли. Гуляющие зеваки уставились на интересную картинку -  фотографирующихся  на  память демократов. Кто-то из посторонних тоже «чикал» нас со стороны. Здорово было со всеми вместе под этими знамёнами стоять! Но всё это длилось очень недолго. Два щелчка фотоаппарата, и «скульптурная группа» нарушилась. Знамёна и плакаты поплыли в сторону улицы Лавровской. Демократическая массовка рассыпалась, народ разлетелся в разные стороны. Мы с Любой деловым шагом пошли по Советской. Ещё более деловым шагом нас обогнали Михаил Орлов, Осипов и Полиров. Я сказала Любе иронически:

- Смотри-ка, ну и сачки! Не понесли тяжёлую атрибутику на Лавровскую к Леониду Орлову. «Многодетный отец» больше всех кричал, а сам домой - быстрее всех.

Мы с Любой посмеялись, продолжая двигаться  по Советской в очень хорошем настроении. Было странно, что не проходила здесь сегодня праздничная демонстрация, а значит, не осталось после неё на улице лопнувших шариков, потерянных цветов и веток. Улица Советская  сияла чистотой и радовалась, наверное, этой своей ухоженности в день 1 Мая. Народ забыл о празднике, а мы с Любой веселились от всей души.

09.05.2020 в 14:18

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: