В мае 1949 года начальник лагеря подполковник Романенко сообщил мне, что меня вызывают в Карлхорст, в штаб главнокомандующего советскими оккупационными войсками маршала Советского Союза Соколовского. Я был несколько «озадачен» этим вызовом. Приехал. Доложился адъютанту. Он проводил меня к маршалу. После короткого разговора маршал сказал мне: «Мы получили отношение от начальника Особого отдела Группы войск генерал-майора Зеленина, который хотел бы с вами встретиться и поговорить о дальнейшей вашей работе…» Я понял, что мной заинтересовались советские спецслужбы. Почему я??? Биография…Член французской компартии. Участник движения Сопротивления («маки»), не принял французского подданства. Наконец, знание языков в совершенстве: французского и немецкого, бывший майор французской армии…
Я в своих предположениях не ошибся…
Какое-то время я работал в газете «Теглихе рундшау», и о моей второй теперь уже жизни знал в редакции только один человек,- главный редактор полковник Кирсанов. Примерно, через месяц кто-то из сотрудников спросил: был ли я уже в кабинете № 2 (там сидели «особисты»), и что надо мне «обязательно познакомиться». Я пришел. Чтобы «не тянуть волынку», показал им свое удостоверение « с лежачей восьмеркой»… В те годы МГБ было государством в государстве. Мое удостоверение открывало мне доступ в любые воинские части Группы войск в Германии. Наша беседа была очень короткой, естественно. Но теперь предстояло главное. Как «прижиться» в западном Берлине, который был «политическим Вавилоном», то есть там, кроме всего прочего, находились все спецслужбы западных государств.
Вербовкой шпионов в советской Зоне занималась в Берлине американская радиостанция РИАС, вещающая на всех языках Восточной Европы. Руководство мое нашло, что лучший способ-это для начала спекуляция на черном рынке. Мне нужна была легенда, но она оказалась «близкой» к реальной действительности и потому надежной. Сын царского полковника, эмигрант первой волны, в годы оккупации «возил немецкого генерала», а вот, за что выслали меня... Это не годилось... «Новый вариант» - я покинул Францию, так как опасался, что меня привлекут за сотрудничество с гитлеровцами к суду…
С этой «легендой» я и пошел на новую «работу». Расчет оказался верным. Через какое-то время в Западном Берлине я попал в «поле зрения» сразу двух американских спецслужб: ЦРУ и разведки военно-воздушных сил США.