Работники Риас, занимающиеся вербовкой шпионов, передали меня сразу двум секретным службам: разведке ВВС и армейской разведке. Наверное, их можно было понять: не каждый день советский гражданин предлагает свои услуги и не из «перемещенных лиц» - этих было предостаточно.
Как водится, сначала со мной проводили беседы. Вспоминается мне одна из них с капитаном разведки ВВС, который на полном серьезе мне говорил: «Мистер Джорж! Даже если сам президент США будет спрашивать вас, работаете ли вы с нами, вы не имеете право говорить правду даже ему..»
Все же меня передали «армейской разведке». Мои «шефами» здесь были майор Берхгольц и подполковник Вильмер.Берхгольц говорил только на немецком, Вильмер-на отличном французском.
Чтобы что-то «получить», надо что-то «дать». Дозировка этого были прерогативой моего советского руководства. Моя работа в «Теглихе Рундшау особо была интересна
Американцам - моя близость к разным источникам информации даже не секретного характера.
Встречался я со своим американскими шефами в кафе либо на улицах в обозначаемых им местах. Но все это была еще ПРОВЕРКА, никаких конкретных заданий от новых шефов я еще не получал.
Однажды вечером меня повезли в американский сектор оккупации Берлина, точнее, в пригород, кажется, Ванзее, где было много вилл, реквизированных для американских служб. Пикантные девицы разносили кофе с конъяком. Я ждал чего-то еще.., но ничего не произошло… Несколько раз фотографировали мои документы. Потом была проверка на «детекторе лжи». При этом они «извинялись»: «Не обижайтесь, месье Жорж, мы вам доверяем, но таков общий порядок. Встречаясь с шефами и «болтая», вдруг следовал, какой-нибудь неожиданный вопрос: «Ну, как, чем ваша женушка угощала вас сегодня утром?..» «Кофе в постели или как коренной русак вы предпочитаете чей.?» И сразу: «Вы давно работаете на советскую разведку?» Все это было не очень приятно… "Любите футбол? У нас ,в США, европейский футбол не очень популярен. А вот американский футбол - это для сильных людей…А какие вам дают задания…?»
Майор Берхольц, один из моих шефов, как-то сказал, что в Ганновере встречался с нужными людьми-русскими.. .:«Вы никого там не знаете?» «Нет». «А вот один русский сказал, что он вас хорошо знает…» Думаю, что Берхгольц занимался с «перемещенными лицами». Тип довольно интересный. До войны работал доцентом кафедры психологии в одном из университетов США. Воевал на Новой Гвинее. Как-то даже «похвастался» шрамом от удара японского штыка.
Он знал с моих слов, что у меня есть родственник в США.И был это никто иной, а знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский. Родство наше было дальним. Брат отца, дядя Костя, женился на некоей Констанции Сикорской - это была родная сестра Игоря..
Само собой разумеется, запрос пошел в США, и адвокат Сикорского подтвердил наше родство. Это пошло мне в «плюс». Но Берхольц никак не мог понять, почему я не хочу ехать в США: «Вы работаете на нас не по идеологическим соображениям. Но денег в США вы заработали бы в нашей системе значительно больше». Но он тоже бывал, с моей точки зрения, комичен, когда в каком-нибудь кабачке в Берлине, когда неподалеку усаживались какие-то новые посетили, Берхгольц «Включал маскировку»: «Альзо, фетте гэнзе..» «Итак, жирные гуси..» Мы якобы спекулянты…
Американцев интересовало все о сотрудниках советской военной администрации в Берлине. От цвета волос до… каких женщин тот или иной предпочитает: блондинок или брюнеток»..
Платили они щедро. После получения «зарплаты» я расписывался в их «ведомости»: «Получил столько-то западных марок.» Американцы были мной довольны, и мое руководство - тоже.