1 мая 1948 года. «Маршаллизованная Франция» «корчится» в «холодной войне» и набирающем все большую силу антисоветизме. Против этот выступают тысячи парижан и не только. Тысячи девушек в красочных костюмах всех провинций Франции, студенты, на колясках инвалиды войны - колонна вытянулась на 8 километров. Даже буржуазные французские газеты писали , что в этой манифестации принимало участие более полумиллиона человек. Впереди колонны шли руководители французской компартии:
Морис Торез, Марсель Кашен, Вальдек Роше. Рядом с ними депутаты-коммунисты муниципальных собраний. Море красных и трехцветных флагов. Лозунги: Под суд всех коллаборантов и спекулянтов, нажившихся на войне!» «Долой позорную войну во Вьетнаме!» «Американцы - домой!» «Французский народ никогда не будет воевать против
СССР». На улицах появляются тысячи полицейских «в черном» - сотрудники органов безопасности… Впереди какая-то свалка. Крики. И вдруг..- автоматные очереди.. Все бросаются врассыпную, у входов в метро давка, не щадят ни женщин, никого. Упал -конец..
Я поскользнулся, упал, вскочил и получил удар резиновой дубинки по голове. Забрали в полицию. Но вскоре отпустили. А через 10 дней прямо у дверей дома, где располагалось общество «Франция-СССР» меня арестовали. В полиции мне показывают бумагу, подписанную министром внутренних дел Франции господином Моком, из которой следовало, что мне надлежит в течение 24 часов покинуть пределы французской Республики. Я протестую. Я - участник движения Сопротивления, майор французской армии, у меня жена – француженка и двое детей. Ничего не помогло.. И вот я уже в микроавтобусе с семьей и «катим мы на восток». Ребята-французы, сопровождающие нас смущены: «Господин майор! Мы –люди-маленькие.. Мы тоже ничего не можем понять. Воевали вместе против нацистов. А теперь…?» Проезжаем развалины Аахена, Кельна, Ганновера. И вот полоса «ничейной земли». Впервые вижу советских солдат…в погонах.. Мне вручают сопровождающие меня французы документы и…прощай Франция, которую я увижу только через 30 лет, когда буду разыскивать сына..
Кто я? Откуда? Почему я здесь? Офицеры погранпоста звонят в Потсдам, в Берлин. Оттуда летят звонки в Париж. Наконец, все выясняется…Я - в Советской оккупационной зоне в Берлине..