8 мая 1945 года. Не забыть мне этот день. Улицы Парижа полны народа. Люди поют, плачут, пляшут… Во всех кафе, забегаловках военнослужащих союзных армий угощают бесплатно. По радио гремят беспрерывно национальные гимны четыре держав –победительниц: Франции, США, СССР, Великобритании. В эти дни я часто ходил в реквизированный американцами кинотеатр «Парамаут», где демонстрировалась военная хроника держав- победительниц. И перед сеансом тоже звучали гимны, но вскоре я заметил, что один гимн «пропал»-СССР…Подул уже «холодный ветерок».
В январе 1946 года я устроился переводчиком в общество «Франция - СССР». Начал я готовиться к возвращению на родину, в Россию.
26 июня 1946 года произошло волнующее для меня событие. В этот день опубликовали указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении в советском гражданстве некоторых бывших подданных российской империи. На основании это указа русские, не запятнавшие себя сотрудничеством с гитлеровцами, получили советские паспорта.
Я - гражданин Советского Союза!
Еще в январе 1946 года, собрав немного денег, мы, группа энтузиастов, стали выпускать газету «Честный слон». По французским законам администратор требовался «гражданин или гражданка Франции», своего рода «зицпредседетель Фунт», на эту роль мы «определили» мою жену Люсьен. «Честный слон» напечатал ряд острых материалов о сотрудничестве крупного бизнеса, в частности банка Ротшильда, с нацистами. В то время, как в гитлеровской Германии уже вовсю шли еврейские погромы с конфискацией имущества венские Ротшильды заключили «джентльменское соглашение» с нацистами, по которому они все свои счета перевели в швейцарские банки и уехали туда. «Ротшильдов» в крематориях не сжигали…