СВ. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Пусть в народе, да и среди образованных, плохо знали жизнь св. Сергия. И быт, пироги, ярмарки отчасти заслоняли его -- все же облик Преподобного чувствовался верно: всерусский святой, заступник России. Троице-Сергиева Лавра всерусское место. Цари, бабы, нищие, философы ходили туда на поклонение его мощам.
Св. Серафим Саровский выражал духовнейшее, нежнейшее, быть может с женственным оттенком русской души. И всецело личное. Он и обращался всегда к человеку лично, его нельзя себе представить в плане Куликова поля. Никакой Дмитрий не поехал бы к нему в Саров за благословением на "ратный подвиг". Св. Сергий, напротив, воплотил мужественный и строительный дух России. Он слегка суховат, прохладен, как Север, его породивший. Святой плотник с благоуханием смол русских сосен. Учитель, наставник -- недаром насадитель монастырей, просвещения и культуры своего времени. И миротворец, и воин. Бессребреник, но оставивший по себе мощную Лавру, в XVII веке не поддавшуюся полякам.
Св. Сергий есть духовный вождь России как целого. Он величайшее, что было в ней духовно-действенного, как св. Серафим высшее, что было мистически-созерцательного. Св. Сергий столетия как бы шел с Россией, любившей его и чтившей, но небрежной, в мирные времена иногда сонной, будничной. Что же скрывать: мы не оказались на высоте наших святынь. И лампады у раки Преподобного погасли, мощи поруганы. Вот надолго ли? Этого никто сказать не может. По народному взгляду, они "ушли под землю"-в этом наивном образе есть чувство вечности Сергия. Да, сейчас поруганы -- но сам он вечно жив и всегда с нами, когда мы к нему обращаемся. А обращаемся более всего в беде, тогда, когда особенно нуждаемся в поддержке, укреплении.
Вот ведь он оказался же с нами в изгнании. Там разрушают его следы -- здесь пишут новые его иконы. Троицкая Лавра закрыта, здесь (чуть ли не чудом) возникает Подворье имени его, насаждающее служителей Церкви.
"Сергиев день". Париж 1939 г. так мало похож на Россию 1909 г.! Но Сергий снова здесь, со всеми коленопреклоненными, во всех слезах, во всех грошово-драгоценных свечках русских тружениц.