11.11.1941 Одесса, Одесская, Украина
Большинство власовцев попали в РОА из фашистских лагерей для военнопленных, спасая свою жизнь. Но и они, и нацисты понимали, что обратного пути у них нет. Часть власовцев, ослепленная успехами фашистов на начальном этапе войны, поверила в их победу и надеялась, что служба немцам поможет им после войны упрочить свое положение. Были и такие, которые не верили в окончательную победу нацистов, а тем более в то, что им удастся удержать власть, но надеялись, что в результате войны потерпят крах и гитлеровский и сталинский режимы, и Россия навсегда освободится от тоталитаризма. Помня о раскулачивании, о насильственной коллективизации, о голоде в начале тридцатых годов, унесшего жизни многих миллионов людей, о массовых репрессиях, немало бойцов Красной Армии группами сдавались нацистам, имея еще возможность сопротивляться. Были в РОА и добровольцы из местной молодежи, вступившие во власовскую армию, чтобы избежать голода на оккупированной территории или угона в Германию. На смерть и страдания, которые нес фашизм миру и их собственному народу, они мало обращали внимания, считая, что если в трудное время за них никто не заступился, не помог им, то пусть теперь каждый спасается, как сможет.
Положение советских военнопленных в фашистских лагерях было особо тяжелым, так как Советское правительство не присоединилось к Женевской конвенции, не вносило деньги в Международный красный крест и советские воины не получали от него помощи. Вождь народа Иосиф Виссарионович Сталин заявил, что советских военнопленных нет, а есть только предатели и изменники Родине; начальник Главного политуправления Красной Армии, заместитель наркома обороны Лев Захарович Мехлис настаивал на том, чтобы каждый советский командир или боец при угрозе пленения застрелился.
В газетах публиковались и отрывки из книг русских и советских эмигрантов. В «Одесской газете» печатались главы из книги «На путях к термидору» Г.З. Беседовского, бывшего сотрудника советского посольства в Париже. Автор рассказывал о голоде в России и на Украине в период сплошной коллективизации, нелестно отзывался о большевистских вождях того периода: о Сталине, Молотове, Кагановиче и Ворошилове; обсуждал причину опалы Троцкого и замену его Фрунзе на посту председателя реввоенсовета и наркома обороны; написал о болезни и смерти во время операции Фрунзе и последующем возвышении Ворошилова.
С начала оккупации возле здания немецкой полевой жандармерии («Geheime Feldpolizei») на Преображенской улице, недалеко от Дерибасовской, была вывешена карта западной части Советского союза, на которой регулярно отмечалась линия фронта. В начале 1943 года мы узнали о крупном германском поражении под Сталинградом и об объявлении Гитлером тотальной войны. Вскоре после этого линия фронта на карте замерла, а затем ее и вовсе сняли.
23.01.2019 в 11:37
|