12.07.1941 Петровичи, Смоленская, Россия
Отец встретил Мстиславского сапожника, по фамилии Шпилька, по слова отца любителя спиртного. У Шпильки была почти пустая телега. Его семья ехала вчетвером; жена, два сына, один был старше меня, другой младше. Старшего сына, звали Коля, он учился вместе с Маней в одном классе. Отец договорился со Шпилькой, что тот возьмёт нас детей, наши вещи и довезёт до Орла за триста рублей, а отец и мама будут идти пешком за телегой.
Беженцы, расположившиеся на поляне, говорили:
- Орел – спасение жизни, до Орла немцы не дойдут, подтянут войска и немцев разобьют, и война через месяц кончится.
Мама с папой охали и тоже повторяли:
- Орел – спасение жизни.
Огромный обоз тронулся на восток, ехали по проселочным дорогам. Вначале на телеге сидели Верочка, я и младший сын Шпильки, остальные шли пешком за телегой. Затем в телегу сели Маня и Коля. К вечеру обоз проехал какую-то большую деревню и остановился на ночлег у леса. Распрягли лошадей, в деревне купили хлеб, молоко, поужинали.
На следующий день, рано утром тронулись в путь. Ближе к обеду над нашим обозом начал кружить самолёт - рама, и по обозу пронесся слух, что нужно разъезжаться, иначе могут начать бомбить. Обоз начал потихоньку разъезжаться, некоторые беженцы говорили, что зря поехали неизвестно куда, когда есть свои дома, хозяйство, нам простым людям бежать некуда, что немцы тоже люди, это коммунистам нужно бежать, что надо вернуться домой. Мама не допускала мысли вернуться, хотя мы выскочили из города по сравнению с другими без ничего. Отец колебался, готов был вернуться.
08.12.2018 в 12:47
|