01.09.1969 – 20.09.1969 Санкт-Петербург, Ленинградская, Россия
Впервые я попала в Ленинград в 20 лет, мама сделала мне такой подарок. В тот год учеба в институте начиналась не с 1 сентября, а с 21 и, учитывая мои отличные успехи в учебе (я получала повышенную стипендию - 45 рублей) мама решила отправить меня на 3 недели в Ленинград, там у нас на Гражданском проспекте жили знакомые и они охотно дали согласие приютить меня на 2-3 недели (я хотела еще на недельку съездить в родную Ригу). Летела я на самолете через Москву. После пересадки в Москве я познакомилась в самолете с девушкой лет 15, которая тоже летела в Ленинград учиться в техникуме, который был расположен на Гражданском проспекте. Прилетели мы не в Пулково, а на другой аэродром вечером и когда добрались на метро на станцию Гражданский прспект был уже час ночи и метро закрылось. Станция распологалась в начале проспекта, а наши дома носили номер 99 и 101. Но мы не долго думая двинулись пешком по проспекту. Чемоданы мы оставили в камере хранения на аэродроме и вещей у нас было немного.Прогулка была приятной, погода стояла теплая, проспект был хорошо освещен. Дома мы нашли легко, но вот беда: у меня был корпус 7а, а техникум был закрыт на ночь и где общежитие техникума мы не знали, в документах был указан только адрес самого техникума. Поискали мы поискали свои пристанища и приуныли. Я как более старшая предложила зайти в подъезд дома, подняться на верхний этаж и дождаться утра. Мы выбрали дом под номером 99 и поднялись на лифте, который не отключался на ночь, на 10-й этаж, подстелили на ступеньки газеты и сели, ноги от усталости прямо гудели. Молодость брала свое, мы весело болтали и хохотали. В 5 утра из квартиры на этаже, на котором мы сидели, вышла бабулька, она шла выгуливать свою собачку, увидела нас, расспросила и расмеялась, оказывается крорпус 7а был за тем домом, в котором мы ночевали, а общежитие техникума за зданием самого техникума. Бабулька проводила нас и всё показала. Она посоветовала мне пойти с подругой в общежитие, там нас примут и напоят чаем, а будить людей так рано неудобно. Я охотно согласилась. И правда, в общежитии нас приняли как родных: напоили чаем с вкуснейшими плюшками, подругу поселили в комнату и даже предложили мне пожить неделю бесплатно как родственнице пока не съехались студенты. Я поблагодарила и сказала, что если меня плохо примут знакомые то я обращусь к ним. Но приняли меня как желанного гостя, оказывается мама сообщила в телеграмме дату моего приезда и меня ждали и волновались.
Так меня встретил Ленинград.
Отдохнув немного, я съездила в аэропорт за чемоданом и стала знакомиться с городом. В тот год я обошла все попадающиеся мне музеи города и пригородов одна и с подругой, у которой занятия начались с 10 сентября. В Эрмитаж мы попали с ней с приключением. Дело было так: рано утром мы приехали к Эрмитажу, а там очередь за билетами аж вокруг всего здания. Заняли мы очередь и пошли гулять по набережной, посетили Мраморный дворец, там тогда был музей Ленина и вновь вернулись к кассам, продвинулись мы хорошо, но до вожделенных касс еще ой как далеко, а музей уже открылся. Мы приуныли. А тут подходит к нам дядечка и спрашивает, не хотим ли мы пройти в музей с группой, у них два человека не пришли и билеты пропадают. Мы обрадовались. А тут еще выяснилось, что группа из Чехословакии и билеты бесплатные с посещением Особой кладовой и экскурсоводом. Осмотрели мы всё, что входило в экскурсию. От Особой кладовой я была просто в восторге, помню что когда во втором зале включили верхний свет, у меня от блеска драгоценных камней закружилась голова.
Экскурсовод говорила на русском языке и только изредка вставляла фразы на чешском (группа была из студентов Пражского университета, изучавших историю России). Простились мы с нашими новыми знакомыми, им надо было идти на обед в гостинницу, а мы спустились в буфет и там выпили чудесное кофе с круасанами и бутербродами, которые мне дали с собой. А потом пошли уже самостоятельно бродить по Эрмитажу, остонавливались у понравившихся картин и статуй, в Белом зале любовались часами с павлином и мозаикой. И доходились до самого закрытия. Забрели мы аж в Новый Эрмитаж за Эрмитажный театр, а тут звонок о закрытии музея, идти обратно надо через весь музей, а у нас уже сил нет. Сели мы на ступеньки лестницы и все - ночуем тут. Подошла к нам служительница, а мы чуть не плачем, по неопытности мы обе обуты были в туфельки на каблучках и ноги просто гудели. Узнав, что мы ничего в гардероб не сдавали, служительница выпустила нас через служебную дверь прямо на Двордцовую площадь, вернее на Миллионную улицу, а вход тогда был с набережной. Мы добрели до ближайшего кафетерия и отдохнули там и мороженного наелись. Ах какое вкусное мороженное в Ленинграде, а круасаны - я таких нигде больше не ела.
Третье наше Ленинградское приключение было ночным: мы решили посмотреть на то как разводят мосты. Это было незабываемое впечатление, особенно поразило меня то, что такая громадина, а поднимается совершенно беззвучно. Мы посмотрели на разведение двух мостов, но вот беда, не учли мы, что надо было перейти сначала через мост, чтобы был доступ к метро, а мы попали на берег где метро было далеко и до закрытия мы не успевали дойти да и не знали мы толком где оно это метро. И решили мы идти по берегу до Финляндского вокзала, а это далеко. На этот раз обуты мы были в кеды и брюки с курточками, так что не замерзли и не очень устали. Было полнолуние, луна как золотой таз весела в небе невысоко. Я первый раз в жизни видела такую большую луну и такого золотистого цвета. Мы долго шли по набережной, затем пробирались какими-то дворами и переулками, так как проход по берегу был закрыт. А уходить от берега далеко мы боялись, так как Ленинград знали плохо, а карту по глупости не купили. Было немного страшно, но больше весело, тут еще мне очень в туалет захотелось. А куда сунешься в чужом городе ночью? Вот и шли мы до Финского вокзала. Добрались и первым делом стали туалет искать. Хорошо, что тогда на ночь вокзалы не закрывали и туалеты были бесплатные.
А погода в ту осень стояла прямо Пушкинская, дождей не было, деревья стояли все в золоте и пурпуре. Прожила я в Ленинграде все 3 недели и уезжать не хотелось. А надо, дома ждала учеба, да пора и честь знать.
После этой поездки я была в Ленинграде еще много раз и весной, в мае, и летом, в июле, и всегда мне было в нем хорошо и я в нем никогда не болела, даже когда у меня уже была бронхиальная астма.
Я не один раз обошла все музеи Ленинграда и пригородов, погуляла по всем паркам. Не раз смотрела на разведение мостов. Ленинград красив в любую погоду и в любое время года.
Но самым любимым моим музеем был и остается Эрмитаж. Как много раз я ходила по нему и каждый раз видела его другим и всё новые и новые уголки находила в нём. Особенно любим мною тот зал где стоят часы "Павлин", такого красивого зала я больше нигде не видела, а в висячем саду мне однажды даже удалось посидеть, правда меня оттуда прогнали, но почему-то не очень ругали.
А сколко раз я ночевала у подножья Зимнего дворца. Дело в том, что билетов в "Особую кладовую" мало и что бы купить их надо быть в числе первых в очереди. Одно время люди составляли списки очереди в Эрмитаж и тот кто дежурил ночью и вёл этот список получал право купить три билета вне очереди. Мне это дежурство доставляло огромное удовольствие. Во-первых, я могла на законных основаниях лшюбоваться Ленинградом в белую ночь и никто меня не гнал из скверика на Сенатской площади; во-вторых, я могла на законном основании умыться из фонтана на этой площади утром и даже попробовать достать с его дна монетки, брошенные туда туристами и, в третьих, я получала билет первая. Особая кладовая мне очень нравилась и не потому, что там были выставлены предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней, а потому, что там выставлены прекрасные вещи и мне не важно из чего они сделаны, а важно какие они. Я вообще люблю красивые вещи: посуду, картины, статуэтки, мебель, одежда, украшения. Меня всегда восхищает как люди могут создавать такую красоту.
А какие прекрасные люди коренные ленинградцы. Они, пережившие блокаду, НЕ УТРАТИЛИ ДОБРОЖИЛАТЕЛЬНОСТЬ И ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ. Стоит спросить у какой-нибудь бабули как прийти туда-то или туда-то, она подробно оъяснит тебе как пройти, а потом отведет за руку. Да и мужчины тоже очень интеллегентны, уступали место в транспорте, помогали донести тяжелый чемодан, открывали двери. Продавцы в магазинах никогда не грубили и в отличии от московских терпеливо помогали выбрать подходящую вещь, не зависимо от её цены. А контролеры в транспорте никогда не делали замечания если я по одному билету ездила по маршруту от кольца до кольца и обратно. Я очень любила ездить по Ленинграду и проехала почти по всем маршрутам трамваев и троллейбусов по кругу. Это очень интересно, не хуже любой экскурсии, а водители некоторых маршрутов не только объявляли остановки но и давали краткие комментарии к проежаемым достопримечаниям.
А когда я прошла в Академию наук, чтобы полюбоваться Ломоносовской мазаикой мне не сделали замечания, хотя я солгала, что иду к Павлу Петровичу. Просто сделали вид, что поверили, хотя я поняла, что они догадались о моем невинном обмане. И вообще коренные ленинградцы очень любят свой город и с теплотой относятся к тем кто приехал посмотреть на его красоты. Мне никогда не делали замечаний если я останавливалась, полюбоваться на маскарон или фонарь, просто обходили и всё.
Мне очень жаль, если теперь нет этого в Питере.
30.10.2018 в 09:33
|