Autoren

1590
 

Aufzeichnungen

222644
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Tatiana_Passek » Дом Ивана Алексеевича Яковлева (1834-1849) - 11

Дом Ивана Алексеевича Яковлева (1834-1849) - 11

20.01.1838
Москва, Московская, Россия

Когда Александр приехал в Москву, Станкевича там уже не было -- он двадцати семи лет угасал в Италии[1].

"Меня приняли в этот круг, -- рассказывал нам Саша, -- с почетным снисхождением, как прошедшее, с требованием безусловного принятия феноменологии духа и логики Гегеля по их изъяснению. Об этом толковали напролет ночи, отчаянно спорили и расходились на целые недели, не согласившись в определениях, принимая за обиду разногласие в мнениях. Все сочинения по философии, даже самые ничтожные, выходившие в Германии, выписывались и зачитывались до дыр. Самый язык они приняли условный, к которому надобно было иметь ключ, как к шифрованным письмам. К жизни действительной относились как-то книжно и наивно. Самые простые чувства возводили в отвлеченную категорию; даже слезу, блеснувшую на глазах, -- говорил Александр, -- относили к своему порядку -- к трагическому в сердце. То же было и в искусстве: над каждым аккордом Бетховена производили философское следствие; Шуберта уважали за то, что брал философские темы для своих напевов. Моцарта только терпели. Итальянская музыка была в опале, ее делило с ней все французское и политическое"[2].

В начале сороковых годов не было еще и мысли восставать против духа и вступаться за жизнь.

Вопросы более страстные не замедлили явиться.

Первый бой -- отчаянный -- закипел между Александром и Белинским, когда тот прочитал ему свою статью по поводу "Бородинской годовщины" соч. Ф. Н. Глинки. Они перессорились, размолвка их повлияла на других, и круг этот стал распадаться. Белинский уехал в Петербург[3].



[1] Станкевич уехал за границу в августе 1837 г. Умер он в Италии в 1840 г.

[2] Текст, заключенный в кавычки, соответствует рассказу Герцена в "Былом и думах" (Г, т. IX, стр. 18--20), который Пассек значительно сократила.

[3] Пассек упоминает о спорах Герцена с Белинским, пользуясь текстом "Былого и дум" (Г, т. IX, стр. 22--23). Споры эти разгорелись в сентябре 1839 г., когда Герцен приезжал из Владимира в Москву. В конце октября Белинский уехал в Петербург; там в декабре произошла его новая встреча и спор с Герценом. Рецензия Белинского на "Бородинскую годовщину" Жуковского ("Отечественные записки", 1839, No 10), его статьи "Очерки Бородинского сражения. Соч. Ф. Глинки, автора Писем русского офицера" (там же, No 12) и "Менцель, критик Гете" (там же, 1840, No 1) знаменовали крайнюю степень "примирения с действительностью", к которому призывал тогда Белинский. Уже в начале 1840 г. он отказался от этих ошибочных воззрений. Определившийся на рубеже 1839--1840 гг. распад кружка Станкевича вызван был философскими разногласиями: в то время как Герцен и Белинский овладевали материалистическим мировоззрением, другие члены кружка (Бакунин, Катков) оставались на идеалистических позициях.

28.09.2018 в 12:27


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame