23 октября
Бомбардировка города и порта ежедневно продолжается. Старый город с каждым днем пустеет и обращается в развалины, половина более заметных зданий повреждена снарядами. 11-дм. бомбами в Западном бассейне затоплено 4 небольших коммерческих парохода и полузатоплена "Ангара", получившая подводную пробоину. Движения в Старом городе почти нет, жизнь переселилась в Новый, но теперь и его японцы начинают обстреливать. Становится холодно, и сегодня уже порошил, правда чуть заметный, снежок. Вероятно по причине холода, японцы весь день почти не стреляли, только к вечеру выпустили несколько снарядов по укреплению No 3 в Курганной галерее, но город не оставили и сегодня без вниманий. По сведениям, полученным через Чифу, наш флот вышел из Либавы только 20 сентября, так что в Артуре его можно ждать не ранее конца ноября.
Если японцы не получат подкрепления и не будут вести осаду настойчивее и решительнее, то мы имеем надежду продержаться до тех пор. К этому времени вопрос продовольствия, пожалуй, настолько обострится, что дальнейшее сиденье в крепости с каждым днем будет невыносимее. О Куропаткине не имеем никаких известий и все изверились, чтобы он мог нам помочь. Все его самоуверенные фразы и обещания скорой и энергичной помощи оказались пуфом.
По тем же сведениям из Чифу, в осадном корпусе под Артуром имеется 3000 японцев, вызвавшихся идти на смерть, но добиться взятия крепости, и Япония приняла на счет правительства попечение о их семьях; для этих храбрецов были заказаны и высланы в Артур те самые железные щиты, несколько из которых взяты были в капонире форта II. Это сведение подтверждается между прочим одним из пленных японцев -- студентом, взятым в день штурма 17 октября.
На фортах II и III и на укреплении No 3 пока без перемен.