Autoren

1437
 

Aufzeichnungen

195593
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » TPamies » Мемуары 16 - Поездки в Болгарию и Венгрию

Мемуары 16 - Поездки в Болгарию и Венгрию

01.08.1980
Барселона, Испания, Испания

Последняя глава моих мемуаров заканчивается словами : "Предстоят титанические переговоры в г. Мухаммедиа, в 80 км от Орана, куда еще предстоит лететь. А пока, неплохо бы передохнуть, читатель".

Ну вот и передохнули. Почти год прошел. Расслабились мы что-то, дорогой.

Переговоры шли сложно и долго. Все таки, это был серьезный промышленный проект. Пришлось приезжать в Алжир несколько раз. И не только одному, иногда, с командой экспертов. Наконец, процесс закончился подписанием первого в моей жизни контракта. Технически, далеко не простого. Конечно же, во многом, благодаря предварительной работе профессионалов, которые провели грамотную и кропотливую работу. Радости моей не было предела. Во-первых, потому что сумел доказать другим, что могу быть чем-то полезным в этом обществе. Во-вторых, что мой советский диплом инженера , не признаваемый тогда испанскими властями, заслуживает уважения и его обладатель имеет техническую подготовку вполне совместимую с той, что дают на Западе. Но главное для меня было то, что я нашел место в своей стране. Потом будут сотни контрактов, но этот останется в памяти на всю жизнь.

Через месяц наступило разочарование: подписанный контракт в силу так и не вошел, поскольку был привязан к какому-то льготному испанскому кредиту, а тот не состоялся по причине распрей на правительственноом уровне по поставке алжирского газа в Испанию. Получилось, что зря старался. Но я не переживал, поскольку опыт в участии этой крупной сделки послужил хорошей школой.

Вернувшись в Барселону и немного оклемавшись, что не означает отдохнуть, поскольку мою новую работу коммивояжера я сочетал с основной, связанной с призводством, босс вызывает и дает команду лететь на переговоры сначала в Болгарию, а оттуда в Венгрию.

- Поскольку в Алжире получилось, то почему бы не попробовать в Восточной Европе, тем более, что она тебе ближе, чем арабский мир, - говорит босс, а сам усмехается.

1982 год. Лечу в Болгарию. В первый раз. Впоследствии,  буду там еще раз двадцать. Большинство там говорит по русски, причем многие - свободно, поэтому быстро нахожу общий язык с партнерами - серьезными и, одновременно, душевными людьми. К России там всегда относились хорошо и искренне, в силу исторических причин и славянской общности.  Посетил многие города этой маленькой приятной и уютной страны и везде находил доброжелательность и уважение. Болгары высокообразованные люди, которые не забыли запахи земли и хлеба. Умеют веселиться и работать, находя место и время тому и другому в нужные моменты, чем близки моим землякам пиренейцам. Впрочем, слово “земляки”, в моем случае, несколько шире: “земляне”, что ли? Воспитанный в интернациональной среде,  впитавший дух изгнания с молоком матери, я слабо чувствую принадежность к определенной территории и поэтому термин “земляки”  я распространяю на всех, с кем делю этот шарик, который, как пел Максим/ Чирков: “крутится , вертится...” 

После Болгарии - лечу в Будапешт. Красавец город, разделенный Дунаем на Буду и Пешт. Особенно запомнились Парламент и...баня.

Расположенный в Пеште на берегу Дуная, венгерский парламент выглядит очень внушительно с его импозантной неоготической архитектурой (лучше смотреть на него со стороны Буды). Здание парламента — самое большое в Венгрии. Его длина 268м, ширина 123м и высота  96м. Занимаемая площадь: 17.745 м2. Архитектор, который проектировал здание – Имре Штейндл, к концу строительства парламента ослеп. Смахивает на легенду, но это факт.

Пишущий эти строки имел честь лицезреть внутреннее убранство этого великолепного хранилища мадьярской власти, в сопровождении личного секретаря Президента Республики и был ошеломлен увиденным. Особенно купольным залом,  украшенным статуями королей и правителей Венгрии. Там проходят сессии парламента. Мне выпала эта, повторяю, честь, поскольку в далекой юности, отдыхая с родителями в Югославии, я имел неосторожность влюбиться по уши в дочку этого самого секретаря, который отдыхал там с семьёй . Он уже тогда был высокопоставленным госслужащим и позже дошел до уровня доверенного человека первого лица государства Яноша Кадара. Меня быстро поставили на место, дочку отправили домой, но похоже, что папаша проникся ко мне симпатией, потому что отреагировал с участием на мой звонок двадцать лет спустя,  предложив показать хоромы колыбели власти Венгерской Республики. Следует отметить, что тогда пускали в парламент только особых гостей и моя скромная фигура печального образа, оказалась среди этих избранных, благодаря моему высокопоставленному гиду, кому искренне и бесконечно благодарен. Кстати, он всегда был честным труженником, не щадил себя, работал за двоих, несмотря на проблемы со здоровьем. Несколько позже я узнал, что он покинул земную жизнь.  Царство ему небесное!

Бани заслуживают отдельного описания. В Будапеште много термальных купален и бань. Город стоит на горячих источниках целебных вод.  Теплая вода пробивается на поверхность в 130 местах. Я бы даже рискнул рекомендовать: если у вас мало времени, то посещение этих купален и бань приоритетнее посещения музеев, несмотря на их большое разнообразие и великолепные коллекции. В результате турецкого господства, остались роскошные термально-имперские хоромы из мрамора. Советую посетить и провести, хотя бы пол-дня,  в самом большом в Европе термальном лечебно-оздоровительном купальном комплексе Сечени. Это что-то незабываемое. К тому же, такой визит способствует здоровью и сближению менталитетов. К примеру, все мы знаем, что венгерский язык чертовски труден и не похож ни на какой другой. Из-за его тенденции создавать собственную лексику вместо инкорпорации заимствованных слов. Он настолько чист и защищен от внешнего влияния, что даже такие интернациональные термины, как автобус или университет, которые на основных еропейских языках звучат похоже, имеют совсем иное произношение на мадъярском. Выудил из Интернета одно слово: megszentsegtelen;thetetlensegeskedtseitektrt, содержащее 44 буквы- рекорд Гинесса, а посчитайте количество букв “е” ! Так вот, в одном из многочисленных бассейнов Сечени я даже отважился вести разговоры на какой-то смеси испано-русско-чешско-мадьярского диалекта с местными дедами, очень общительными и разговорчивыми, настолько обстановка и атмосфера рсслабляет и располагает к неторопливой беседе. Может быть, мы говорили о разных темах, активно жестикулируя и вращая глазами для убедительности. Они, скажем, о Бартоке, а я о рецепте риса с креветками, но ощущение взаимопонимания, со стороны, было полным.

Мои бизнес-переговоры в Венгрии прошли менее успешно, чем в Болгарии. Обе республики имели тогда развитое сельское хозяйство, а наше оборудование было, как раз, предназначено для таких заказчиков. Тем не менее, Венгрия оказалась для меня менее удачливой в плане продаж. Во первых, на русском там говорить было не очень рекомендуемо, понятно почему: 1956 год еще крепко сидел в сознании мадьяр. Приходилось нанимать переводчиков. К тому же, это рынок с ориентацией на Германию. Живы еще отголоски Австро-Венгерской империи, все-таки, несколько веков вместе. Немецкий язык сих пор остаётся там самым распространённым иностранным языком, в котором я, мягко говоря, не Гёте.

С трудом уговорил некоторые местные фирмы посетить наше производство в Испании  в надежде, выражаясь спортивным языком, сыграть более успешно на своем поле. Через год приехали и купили, правда, немного.

О Венгрии у меня остались приятные воспоминания. Вкусная и в меру острая кухня ( гуляш, паприкаш, пёркёльт...), великолепная музыка (Бела Барток, Ференц Лист...), зажигательные танцы, венгерское кино (мой любимый режиссер Иштван Сабо), богатые традиции, которым следуют везде и всюду, страсть к футболу. Кстати, в Испании играли лучшие венгерские футболисты: Кубала, Пушкаш, Кошич, переехавшие туда после известных событий 1956 года.

Был там три раза, но осталось ошущение, что недочитал. Все таки интересно, как кочевники-скотоводы, пришедшие с Урала, осели в Европе и почему Венгрия, как нация, не исчезла, а сумела сохранить национальное самосознание, культуру. Особенно интригует: как  этот самобытный язык, который ближе к хантымансийскому и удмуртскому, не стал похож ни на один из языков соседних народов, даже после длительного совместного проживания с Австрией (с XVII по ХХ век) ??   Надо бы вернуться и докопаться. Надеюсь, такая возможность ещё представится.

Должен признаться, что эти командировки совпадали с моей тягой к пограничным ситуациям, контрастным переменам обстановки и общению с людьми других широт и разных  менталитетов. Я почувствовал новый прилив адреналина, обретая мое натуральное состояние - гражданина мира без флагов и границ. Босс сразу просек мою способность быстро вживаться в любые ситуации. Сам он тоже много поездил по миру и даже был одно время представителем Юнеско в Мексике, поэтому хорошо меня понимал...
К тому же, я редко когда возвращался из командировки без контракта. Правда, потом мне же, как ответственному за производство, приходилось вылезать из кожи, чтобы выполнить те короткие сроки отгрузок, которые обещал заказчикам, ведь те всегда требуют, чтобы “вчера”!  Шеф вначале ехидно ухмылялся:

- Ну, и как ты теперь будешь выкарабкиваться, ной? (по каталански, парень), - спрашивал он, как только я с папкой подписанных контрактов переступал порог его кабинета. 

Но у меня уже был заготовлен свой советско-кубинский план: кроме рабочей недели, работать все выходные и праздничные дни, выплачивая сверхурочные рабочим. Тех, естественно, такой расклад вполне устраивал. Как говорят в Испании, кому может горчить сладкое? К тому же, по моим расчетам,  выходило рентабельно. Оставалось решить один административный нюанс: закон устанавливал лимит на такого рода режим сверхурочных работ, и шеф намекнул мне об этом. Я ответил:

- Согласись, что со здравым смыслом эти ограничения не имеют ничего общего.

Он тогда промолчал, но по всему было видно, что как прагматичный человек, согласен. На следующий же дал добро на оплату наличными. До этого я уже договорился с работягами, чтобы не разлагашали нашу маленькую тайну в обмен на хорошие премиальные. Сделка была выгодна всем. Наше взаимовыгодное сотрудничество помогло укрепить социальный мир, благосостояние испанского пролетариата и... продлить жизнь “загнивающему” капитализму. Сын коммунистов, прошедший закалку в горнилах развитого социализма, начинал превращаться в адвоката дъявола.

Хотелось бы на этих страницах воздать должное моему другу и боссу, замечательному человеку, которого уже нет среди нас. Это был настоящий джентльмен-сеньор, очень экспрессивный, но без тех мельнично-ветряных  жестов, присущих южным людям. В то время ему было за сорок. Каталонец индусского типа, яркой, перманентно загорелой наружности. Густые заросли бровей над выразительными, слегка навыкате, большими глазами, нос с горбинкой, придавали ему суровый вид Мефистофеля, но за этой вывеской, где -то там глубоко, под всегда безупречной сорочкой с галстуком, пряталось доброе и благородное сердце.  В моем представлении, это был самый, что ни есть,  настоящий босс. Таких сейчас не встретишь. Выдержанный, респектабельный, всегда элегантный , располагающе-убедительный. Породистый, как  его земляк Сальвадор Дали,  но в отличие от того, тактичный и уважительный в общении с любым. Высшее образование, докторская степень, пять языков в совершенстве. Социальный статус и уровень жизни соответствующий каталонской промышленной буржуазии пятого поколения: собственная, полученная по наследству, ложа в барселонском театре Лисео,  раз в год кругосветные путешествия с семьей с обязательным посещением театров оперы и балета, дача на Коста Браве,  домик в Пиренеях ..., но при всем этом, скромность и никаких внешних признаков достатка (La noblesse oblige), включая старенький SAAB, который водил всегда сам.
К тому же, он писал картины. На обеих сторонах холста. Вешал дома на стены и когда гости, посмотрев картины при входе, выходили, он их переворачивал другой стороной. Гости, обескураженные смотрели то на картины, увидев совем другое на тех же полотнах, то на на хозяина. Тот разводил руками и незаметно подмигивал мне, как нашкодивший проказник. Это была наша маленькая тайна и, одновременно, его любимая игра в психологию. Он иногда любил поэкспериментировать. Никто не подозревал подвоха. С его-то солидным видом!
Наряду с другими яркими персонажами, встретившихся на моем жизненном пути и о которых, надеюсь найти время рассказать, мой босс один из тех немногочисленных, кто оставил глубокий след в моей памяти. 

12.03.2015 в 16:51


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame