05.09.1949 Москва, Московская, Россия
В сентябре нас с Аллой перевели в 19-ю камеру на второй этаж. Оказалось, что я вовсе не такой важный преступник, чтобы содержаться в особой камере наверху. Высокая длинная комната серо-буро-зеленого цвета, окно почти все в наморднике, неба не видно, темно. В ней стоят поперек шесть кроватей, между ними втиснут большой стол-биплан. Несколько дней сидели вдвоем. Алла пассивна и грустна, ее изводят мысли о ребенке.
Затем появились двое. Пожилая бесцветная финка - белые волосы, белое лицо, брови, глаза, губы; на ней белая, уже пыльная грубошерстная накидка без рукавов. Назвалась она первой (?) женой Куусинена, лидера финских коммунистов. Арестована вторично, за что - не говорит, уже побывала в лагерях. Она суха и несимпатична, держитс особняком.
Элла Ванникова - ей только восемнадцать лет! Ее отец инженер, восемь лет работал по контракту в США, там она окончила школу и приобщилась к американскому образу жизни. Возвращение в СССР восприняла как трагедию - все показалось чужим. Потихоньку от родителей девушка стала встречаться с американкой - журналисткой по имени Лорийн в каком-то клубе, в скверах и кафе. Она влюбилась в нее, тратила все свои деньги на подарки и сама навязала ей информацию: начала умышленно передавать сведения о недостатках советской власти. Это уже не надувное, а настоящее преступление - ее, конечно, арестовали за шпионаж. Элла в камере необщительна, бредит Америкой, мечтает о своей Лорийн; упорно голодает и не двигается совсем, сидит на койке с голыми ногами, хочет заболеть... У нее тяжелые слабые руки и ноги, истощенное тело и надрывный кашель с мокротой, она уже больна. Перед сном Элла, некрещеная еврейка, молится Христу по-протестантски, стоя на коленях в длинной белой рубашке, сложив ладони у груди: черные пряди свисают по бокам бледного лица. На допросах она стойко, злобно молчит - заведомо обречена. Впоследствии я узнала, что ей дали пятнадцать лет строго режимного лагеря, - она не выдержала и умерла от туберкулеза через год.
25.05.2018 в 16:09
|